Нас всегда учили, что православие есть покорность и смирение. Такой сделали нашу религию поздние летописцы, но это совсем не значит, что изложенная версия соответствует действительности.
Превеликое множество православных святых, изображенных с оружием в руках, не вписывается во вселенскую кротость, безропотность, безобидность и предполагает более воинственную историю православной церкви, чем та, о которой мы привыкли читать в учебниках.
На Куликовом поле под знаменами Дмитрия Донского бились не только Пересвет и Ослябя, но и будущий Ростовский архиепископ - племянник Сергия Радонежского Феодор Симоновский. Были и другие монахи-воины, оставшиеся неизвестными.
«Дай ми, отче, два етера мниха воеводы отъ полку твоего чернецкого», - просил Сергия Радонежского Дмитрий Донской. Пересвет и Ослябя – не просто иноки, а военачальники, и место их службы указано конкретно и недвусмысленно.
Упоминание о чернецких полках, отражавших нападки на веру и Отечество с оружием в руках, регулярно встречается в хрониках. Особо выделялся Владыческий полк, где служила воинская монашеская элита. Но подобные были в каждой обители. Недаром монастыри, окружающие Москву, называли сторожевыми.
Главной силой осажденного в Троице в 1608 – 1610 году русского гарнизона была артиллерия, полностью состоявшая из монахов Троицкой обители.
А ещё были монастырские мастерские, производящие огнестрельное и «белое» оружие, весьма востребованное в Европе. Разве можно сконструировать, произвести, испытать передовое вооружение, не умея им пользоваться?
Иван Сусанин повёл польских оккупантов через болото, потому что на тракте стояла монашеская застава, и польские жолнежи изменили маршрут, «убоявшись монасей», как пишет летопись. Что ж такого страшного ожидали захватчики от кротких богомольцев? Или всё-таки не были птенцы гнезда Радонежского столь смиренны и покорны, как рисует их современная история?
Венец доблести православного монашества - это многолетняя осада Соловецкого монастыря, в течении которой насельники обители успешно противостояли регулярному царскому войску.
Высокое воинское искусство православных монахов отмечали наши соотечественники и зарубежные летописцы так часто и искренне, что в книге «Покров над Троицей» я позволил себе предложить иную версию монашеского служения, чем традиционная, кочующая из книги в книгу.
«Се ти оружницы…» - сказал Сергий Радонежский Дмитрию Донскому про Пересвета и Ослябю. Прочитав эти слова преподобного, я решил, что буду писать о них и их последователях, как об оруженосцах земли русской.
Из книги "ПОКРОВ НАД ТРОИЦЕЙ"