Из советской биографии казахского «революционного поэта» Сакена Сейфуллина (1894-1938) о туркестанском восстании 1916 года и февральской революции:
Из советской биографии казахского «революционного поэта» Сакена Сейфуллина (1894-1938) о туркестанском восстании 1916 года и февральской революции:
«Иногда Сакену казалось – не лучше ли сказать казахам: «Молодые казахские джигиты, идите в солдаты. Научитесь владеть современным оружием, обучайтесь военному искусству, чтобы потом выступить против царя!». Но кто поймет, подхватит его призыв? Бессилие душило, ни о чем ином Сакен не мог думать. Как овец отправляют джигитов. В городе шум, гам, плач. Рыдает буквально весь Акмолинск. И каждый ищет спасения только для себя.
Наиболее решительные и смелые покидают город, присоединяются к восставшим… Кое-где джигиты не только обороняются, но и сами переходят в наступление. В Акмолинском уезде казахи напали на русский поселок, перебили солдат, его охраняющих, а поселок сожгли.
...
"Вся свора царских чиновников, - писал Сакен о том времени, - волостные управители, приставы, крестьянские начальники продолжали жить припеваючи. Смещенные с должности, и то не везде, они жили на прежних местах, не испытывали никаких затруднений. У нового правительства не было и мысли о том, чтобы наказать этих кровопийц за бесчинства в прошлом. Ведь совсем недавно, год тому назад, когда была обхявлена мобилизация на тыловые работы, народ восстал против несправедливости, эти подлые чиновники-живодеры драли три шкуры с обездоленных казахов. До глубины души угнетала нас их теперешняя безнаказанность».
Биография за авторством доктора филологических наук КазГУ Турсынбека Какишева (1927-2015) издана в книжной серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия» ЦК ВЛКСМ в 1972 году.
Напомним, поводом для мятежа послужил указ о привлечении мужского населения Туркестана на тыловые работы в ходе Первой мировой войны. Советская власть героизировала мятежников, бандитов и дезертиров как борцов с «великодержавной Россией», положив их «подвиг» в основу казахской (и не только) национальной государственности.