Серебряная скульптура «Волга» производства московской ювелирной фабрики П.А. Овчинникова, Российская империя, конец XIX в.
Работа выдающегося русского скульптора А.М. Опекушина, известного, например, по памятнику Пушкину на Тверском бульваре в Москве.
Практика изображения рек античными богинями была общепринятой в европейском искусстве, однако в скульптуре Опекушина резко выделяется национальный акцент.
Волга изображена русской крестьянкой, возлежащей на мешке с хлебом и кормящей грудью дитя – символ молодого русского народа. На плече у неё сидит двуглавый орел – символ российской государственности, которого крестьянка кормит хлебом. Таким образом, скульптура подчеркивала не только державный характер Волги, но и национальный, провозглашая её главной рекой именно русской нации.
Примечательно, что скульптор Опекушин и фабрикант Овчинников происходили из семей крепостных крестьян. Впечатляющая демонстрация роста русского национального самосознания, трагически прерванного в 1917 году.