Население Украины заметно больше склоняется к уступкам для урегулирования конфликта, однако масштаб уступок еще далек от необходимого России для достижения стабильного мира. Это вывод основан на обнародованном на днях опросе украинского центра КМИС, проведенном в конце июня.
Участники опроса (2008 человек) были разделены на 3 группы, каждой из которых надо было оценить один из трех пакетов урегулирования.
Все пакеты предполагали, что Украина вступает в ЕС и «получает от Запада все необходимое финансирование». Различия касаются членства в НАТО, а также объема и оформления территориальных уступок.
Согласно пакету 1, Украина отказывается от вступления в НАТО, а Россия «сохраняет контроль над всеми занятыми сейчас территориями». Правда, формулировка оставляла открытым вопрос, оформляется ли такой контроль международным договором.
Согласно пакету 2, Украина вступает в НАТО и неформально отказывается от занятых Россией территорий. Использовался оборот «хотя Украина официально этого не признает, но Россия сохраняет контроль…».
Согласно пакету 3, Украина также вступает в НАТО, Россия сохраняет непризнанный Украиной контроль над занятыми территориями ДНР и ЛНР, но покидает Херсонскую и Запорожскую области.
Большинство украинцев – 47% и 57% соответственно — считают пакеты 2 и 3 так или иначе приемлемыми. Меньшинство — 38% и 33% соответственно — считают их совсем неприемлемыми. То есть вариант разграничения по нынешней линии фронта приемлем для относительного, но заметного большинства.
Первый пакет, близкий по содержанию к Стамбульским договоренностям, назван неприемлемым для 54% и приемлемым для 38%. Впрочем, число принявших его все равно очень велико, особенно с учетом того, что в опросе той же соцслужбой тремя неделями раньше отказаться от вступления в НАТО были готовы лишь 18%.
Также обращает внимание, что последние цифры КМИС хорошо сочетаются с показателями масштабного исследования (около 20.000 участников, из них 1500 на Украине), проведенного в мае по заказу Европейского центра по международным отношениям, я о нем писал. Там предлагалось сделать выбор между 1) возвратом всех территорий, занятых Россией с 2014, при условии демилитаризации с невступлением в НАТО и ЕС и 2) потерей территорий при сохранении армии и возможности вступать в упомянутые Союзы. Второй вариант предпочли не абсолютным, но очень явным большинством – 45% против 26%.
Таким образом, опираясь на нынешнюю социологию, Запад, а с ним и Киев, могут предлагать компромисс в виде отказа Украины от территорий при сохранении евроатлантической интеграции и милитаризации.
И эта формула может показаться приемлемой по крайней мере для части глобального Юга, который плохо ориентируется в проблемах европейской безопасности и воспринимает украинский конфликт просто как войну за территории.
Для России она категорически неприемлема, прежде всего потому, что является аналогией той парадигме, по которой жила Украина с 2014 по 2022-й – «интеграция в ЕС и НАТО — это безусловное благо, ради которого стоит не выполнять Минские соглашения». Именно эта парадигма и привела Украину к войне.
Вместе с тем, Россия может рассчитывать на то, что взгляды жителей Украины будут и дальше меняться в нужную нам сторону. Во всяком случае сейчас они меняются быстрее, чем это было ранее, а число сторонников принципиальных уступок, вероятно, заметно больше, чем по обнародованным данным. Ведь методика опросов — звонки на мобильные телефоны — не слишком располагает к высказыванию позиции, расходящейся с догмами телемарафона.