Полная версия поста о повышении налогов для тех, у кого не работают ресурсы РТ.
Верховная Рада приняла закон о повышении налогов. Его цель – привлечь дополнительный ресурс для увеличения военных расходов на полтриллиона гривен (свыше 12 млрд. долларов).
Сама история его принятия показывает нарастание проблем с управляемостью украинским государством и изысканием средств на войну. По логике, в условиях военного положения Рада должна работать как отлаженный механизм, быстро штампующий все необходимые решения. И так было еще год назад, когда она изменяла бюджет для увеличения финансирования армии на 8 млрд. долларов по тогдашнему курсу. Тогда между внесением законопроекта в парламент и его утверждением в целом прошло 3,5 недели. Сейчас для подготовки изменений в бюджет потребовалось 2 месяца, а для принятия, обеспечивающего эти изменения закона — более 2,5 месяцев. В итоге он был одобрен в весьма измененном виде.
Правительство планировало за счет налогов привлечь 138 млрд. гривен, начиная с сентября (т.е. 34,5 млрд. в месяц), что покрывало рост военных расходов чуть более чем на четверть. Остальную часть расходов должны были обеспечить поступления от роста экономики и увеличения внутренних заимствований (ОВГЗ). Но налоги повышаются с 1 октября (задним числом) и принесут поступлений по одним данным 30 млрд гривн, по другим — 38 млрд., по третьим — 50 млрд. То есть среднемесячный эффект от их повышения окажется в 2-3 раза меньше, чем планировало правительство.
Тем не менее, это крупнейшее в истории Украины повышение налогов именно для граждан. Ведь без изменения осталась главная новация законопроекта — повышение военного сбора с 1,5% до 5% для всех, кроме военнослужащих. Этот сбор платит большинство граждан почти со всех доходов. Освобождены от него лишь непосредственные участники боевых действиях и большинство пенсионеров (платят лишь те, чья пенсия втрое превышает минимальную зарплату). Как следует из соцопросов, больше половины работодателей не смогут поднять зарплату своим сотрудникам, чтобы компенсировать потерю дохода вследствие повышения военного сбора. Да, сокращение на 3,5% может показаться небольшим, однако многим украинцам приходится сейчас считать каждую копейку.
Эти нововведения делают вроде бы выгодным для граждан расширение практики выплаты зарплат в конвертах. Но здесь есть нюанс: получающие высокую официальную зарплату могут избежать мобилизации благодаря так называемому экономическому бронированию, по сути легальному откупу от армии. Критерии такого бронирования не определены. Но упомянутый налоговый закон переводит отчетность по налогу на доход физлиц с ежеквартальной на ежемесячную, при этом Минфин пояснил, что это нужно как раз для такого бронирования. Впрочем, допускаю, что такой анонс сделан как раз для того, чтобы доходы не уходили в тень, а экономическое бронирование так и не введут тем более что Зеленский на днях распереживался, что в стране полтора миллиона официально забронированных.
Но вернемся к увеличению налогов. Как видим, оно очень незначительно поможет Киеву с повышением военных расходов, большую часть которых, по моим расчетам, придется направить на погашение долгов за уже закупленные материалы для армии. Значит, Украине придется гораздо больше рассчитывать на кредиты. В сентябре она выпустила ОВГЗ в 2,5 раза больше, чем в августе — на $1,8 млрд, в октябре – уже на $1 млрд. При этом по гривневым бумагам процент очень большой (15-17% годовых). Но не стоит говорить, что Киев быстро сваливается в долговую яму, которая приведет к общему кризису не стоит. Ведь благодаря большим траншам помощи и кредитам со стороны западных стран у Украины уникально большие ЗВР. Около пятидесяти миллионов. Плюс Еврокомиссия уже объявила, что предоставит Киеву в 2024-2025 году $38,5 млрд под проценты с замороженных активов ЦБ России. Этот кредит может заблокировать Венгрия. Если этот кредит Украина не получит и продолжит войну, то она начнет проедать свои резервы. Тем не менее на год их хватит.