На будущей неделе Европарламент собирается принять документ под названием «Об учреждении механизма сотрудничества кредитования Украины и предоставления ей исключительной финансовой помощи». «Исключительная помощь» — это и есть те самые €35 млрд на 2024-2025, о которых месяц назад объявила в Киеве глава еврокомиссии фон дер Ляйен. А «механизм сотрудничества» — это механизм кражи процентов с замороженных российских активов, которыми собираются компенсировать расходы на помощь Киеву в размере €45 млрд со стороны G7 (в эту сумму входят и 10 млрд. от не входящих в ЕС членов G7).
Почти единодушная поддержка документа в профильном комитете ЕП показывает, что успех голосования в сессионном зале предопределен. Далее его должны утвердить лидеры ЕС большинством в 2/3 голосов, но не на саммите в декабре, а в письменном виде, что даст возможность выделить первый транш денег как можно скорее.
Тем не менее некоторые неясности вокруг этой помощи остаются. Так, в итоговом документе саммита ЕС от 17 октября говорится, что Евросоюз отмечает необходимость выполнения обязательства G7 «о предоставлении совместно с партнерами около €45 млрд к концу года для поддержки текущих и будущих военных, бюджетных и восстановительных нужд Украины. И в этой связи он предлагает Высокому представителю (т.е Боррелю) и Комиссии взаимодействовать с Украиной по каждому из этих компонентов».
Слова о взаимодействии с Украиной вызывают вопросы. Ведь официально деньги могут быть потрачены на любые цели, а механизм контроля на случай возможных злоупотреблений уже создан в рамках ныне действующей программы поддержки Киева. Политические требования в виде многопартийности и соблюдения прав человека декларативны – с точки зрения Европы всё это Киев безусловно соблюдает. Так что скорее всего упомянутое взаимодействие будет касаться интенсификации мобилизации, ведь выделяемые деньги позволяют существенно увеличить украинскую армию и как я писал раньше, скорее всего они для этого и даются.
Но вот что странно. В 37-страничном документе сказано, что упомянутые 35 млрд Киеву – это кредит, но нигде не говорится о процентной ставке. Только отмечено, что предельный срок погашения этого кредита – 45 лет. Впрочем, деньги для погашения этого кредита напрямую не поступают Киеву – европейцы сами его гасят за счет процентных доходов от активов. Что касается сообщений о том, что документ не дает достаточных гарантий Украине и при определенных обстоятельствах ему придется отдавать эту сумму, то я не вижу такой перспективы. ЕС ведь еще раньше постановил, что заморозил российские активы до момента, пока Москва не компенсирует Киеву то, что европейцы посчитают ущербом от войны. А с выделением этого кредита у европейцев появляется сильнейший дополнительный стимул сохранять такой порядок.
Правда, некоторые СМИ сообщили, что Макрон высказался против того, чтобы страны ЕС выделяли Украине больше $20 млрд. Однако в реальности слова французского президента таковы: «Я хотел бы, чтобы мы (европейцы) ограничились 20 млрд, не более». Для тех, кто в теме, ясно, что он апеллирует к предварительным договоренностям G7, которые предполагали распределение помощи, с равным вкладом США и ЕС. Кстати, в документе который собирается утвердить ЕП предполагается, что если другие страны решат помочь Украине больше, чем на €10 млрд, ЕС на соответствующую сумму уменьшит помощь Киеву.
И на встрече министров финансов G7 в конце октября европейцы могут добиться перераспределения средств, если американцы снимут свои первоначальные требования о продлении санкций против России сразу на 3 года. Этого решения добивалась от ЕС администрация Байдена, но Венгрия его заблокировала. Действия Будапешта многие в Европе считают подарком Орбана Трампу, который в случае избрания не хотел бы вступать в должность обремененный большими обязательствами перед Киевом.