Олег Царёв: Схема. Смотрите, как это работает
Схема. Смотрите, как это работает.
Правительство РФ смягчило требование по обязательной продаже валютной выручки для крупнейших российских экспортеров — порог снижен с нынешних 50% до 25%.
Иностранные активы России выросли в сентябре на $9,5 млрд, сообщил Центробанк предварительную оценку платежного баланса. С начала года валюта за рубежом предприятий увеличилась на $50,3 млрд против $39,8 млрд в январе-сентябре 2023 г. Иностранные активы выросли на четверть экспорта.
Зачем предприятиям постоянно оставлять 75% выручки за рубежом — непостижимо. Получается, зарплата рабочих, налоги и прочие расходы в России не превышают 25% оборота компаний. А остальное что, все годы остается за рубежом? В интересах кого и кому валюта остается за рубежом?
Хочу напомнить, что частичную продажу валюты ввели по прямому указанию Президента, и при любой возможности глава ЦБ выражал неудовольствие этим решением. Продажа валюты остановила падение рубля, но было бы странно, если бы этого не произошло. Странно как раз то, что экспорто-ориентированная страна имеет слабую валюту. Причем валюту продает только ограниченный список компаний, перечень которых засекречен.
Так вот ЦБ снижает норму обязательной продажи валюты. Рубль падает. На падении рубля зарабатывают финансовые спекулянты, которые все время крутятся возле ЦБ. По причине падения рубля и роста цен на энергоресурсы и на услуги монополий растет инфляция. Цены на связь, на бензин, на авиаперелеты, на пассажирские перевозки в России растут на 15% — 20%. Антимонопольная служба ничего не замечает. А ведь в капиталистическом строе надзор государства над тем, чтобы монополии монопольно не повышали цены, — это основная функция государства. Но не в нашем случае. За долларом цены подтягивают монополии и остальные.
Когда растет инфляция, ЦБ заявляет, что надо срочно поднимать ставку, чтобы остановить инфляцию. Если нет инфляции, то ЦБ заявляет, что у нас перегрев экономики и все равно повышает ставку. Дело не в причине. Главное — поднять ставку.
Многие смотрят на ставку рефинансирования ЦБ и примеряют ее к рентабельности производства. Кто сможет взять кредит при такой кредитной ставке. Якобы наш ЦБ выдает кредиты банкам по ставке рефинансирования. А банки, добавив свой процент, выдают кредиты предприятиям.
Так вот это не про наши банки. Наши банки не кредитуют предприятия. У нас эта схема работает в другую сторону. Банки собирают деньги предприятий и населения на депозиты и отправляют их ЦБ. ЦБ платит им, исходя из размера ключевой ставки. Чем выше ставка, тем выше платы. Таким образом, чем выше ставка рефинансирования, тем больше денег заработают банки. И банки просто купаются в деньгах.
При этом министр финансов Силуанов и зампред ЦБ Заботкин в унисон выступили против введения налога на сверхприбыль банков, которая в этом году в очередной раз побьет рекорд — оценка 3,5-3,6 трлн руб (!!!).
Вот ради прибыли банков и работает эта схема. Академик Глазьев: «Вся страна работает на обогащение хозяев частных и руководителей государственных банков. Смысл проводимой руководством Банка России политики свелся к обогащению банкиров за счет выкачивания денег из производственной сферы».