Михаил Онуфриенко: Иностранный легион Советской индустриализации

Михаил Онуфриенко: Иностранный легион Советской индустриализации

Иностранный легион Советской индустриализации.

В мае 1929 г. автомобильный король Америки Генри Форд подписал с СССР договор о тех.помощи, а уже 1 февраля 1930 г. на базе фабрики сельхозинвентаря "Гудок Октября", в Нижнем Новгороде, состоялся торжественный пуск первого автосборочного конвейера.

ГАЗ ни в чем не должен был уступать зарубежным конкурентам. Сами американские специалисты называли его строительство «началом новой эры» для России.

В начале 20-х годов основанный до революции завод АМО (ЗИЛ) выпускал грузовики по лицензии FIAT, а через десять лет освоил модель американского грузовика компании Autocar.

Инженер Хью Купер спроектировал и построил 4 гидроэлектростанции. Пятой стала Днепрогэс. Заслуги беспокойного Хью были оценены Советским правительством в 50 000 долларов и орденом Трудового Красного Знамени. Вместе с Купером на Украину приехали больше тысячи строителей и монтажников США, а всё оборудование гидроэлектростанции поставила General Electric.

"Возникает впечатление, будто находишься не в России, а на стройке в Америке", - писал корреспондент журнала Electrical World, побывавший на Днепрогэсе в 1929 году.

Химическую индустрию СССР поднимала компания Dupont de Nemours.

Главный проектировщик знаменитой Магнитки со всей инфраструктурой — инженерно-конструкторская фирма Arthur McKee Company of Cleveland.

Одна из компаний рокфеллеровской группы Standard Oil of New York участвовала в строительстве предприятий бакинской и грозненской нефтяной промышленности.

Проектирование Сталинградского тракторного завода взяла на себя фирма Альберта Кана. Сам завод был полностью построен в 1930 году в США, размонтирован, перевезен на 100 судах в СССР и вновь собран на Волге под наблюдением американских инженеров.

После Сталинграда еще один тракторный завод-гигант начали строить в Челябинске. Для этого с фирмой Кана заключили небывалый контракт на 2 миллиарда долларов. Альберт Кан не только строил заводы новой России, но и был главным координатором всех советских закупок в США. А чтобы быть ближе к строящимся объектам, в Москве под руководством его родного брата и главного помощника Мориса Кана открыли филиал фирмы Кана «Госпроектстрой» – в то время крупнейшую проектную фирму в мире. Там работали 25 американских инженеров и 2,5 тысячи советских.

За три года Альберт Кан построил в СССР 570 объектов: танковые, авиастроительные, литейные и автомобильные заводы, кузнечные цеха, прокатные станы, машиностроительные цеха, асбестовую фабрику на Урале, Уралмаш, Уралвагонзавод, автозавод в нижнем Новгороде и еще много других.

"Четыре года пятилетнего плана принесли с собой поистине замечательные достижения. В степях и пустынях возникли, по меньшей мере, 50 городов с населением от 50 до 250 тысяч человек. Советский Союз организовал массовое производство бесконечного множества предметов, которые Россия раньше никогда не производила. Рабочие учатся работать на новейших машинах", - писал тогда американский журнал Nation.

Пик трудовой эмиграции из США в СССР пришелся на 1931 год. «Амторг» - советское торговое представительство в Нью-Йорке - опубликовало список из шести тысяч вакансий и получила более 100 тысяч заявлений. По различным оценкам, в начале 30-х годов в Советском Союзе жило около 20 тысяч иностранцев из промышленно-развитых стран Запада, послуживших "закваской" советской индустриализации.

Заводы пеклись, как пирожки, ВУЗы молотили, не переставая, и всё равно инженеров не хватало. Из 540 тысяч человек, получивших вузовские дипломы в годы первой и второй пятилеток, 418 тысяч были назначены на руководящие должности в первые три года работы. Можно сказать, что Сталин, хотя и в весьма своеобразной форме, реализовал "американскую мечту" об обществе неограниченных возможностей...

Из книги. "Император из стали"

Аудиоверсия

Источник: Telegram-канал "Мир Михаила Онуфриенко"

Топ

Лента новостей