Олег Царёв: Украинский экономист Олег Пендзин завил, что Украине необходимо завозить по 400 тысяч трудовых мигрантов в год, чтобы сбалансировать рынок

Олег Царёв: Украинский экономист Олег Пендзин завил, что Украине необходимо завозить по 400 тысяч трудовых мигрантов в год, чтобы сбалансировать рынок

Украинский экономист Олег Пендзин завил, что Украине необходимо завозить по 400 тысяч трудовых мигрантов в год, чтобы сбалансировать рынок. Он рассказал о грандиозной безработице, которая сейчас накрыла Украину. По его словам, при двух 2 млн безработных в стране наблюдается огромный дефицит людей рабочих специальностей, водителей грузовых автомобилей, инженерно-технических работников. Вместе с тем – большой избыток юристов, экономистов, журналистов.

С чем связан такой дефицит? Конечно, с потерями мужчин на фронте за годы войны. Но, отток рабочей силы, как и перекос в сторону экономистов и юристов начался задолго до войны. После перестройки многие предприятия прекратили свою работу и образовался избыток невостребованных инженеров и рабочих и других рабочих специальностей. Вследствие этого дети стали выбирать специальности экономистов, юристов, менеджеров и прочих. Сформировался дефицит рабочих рук в прикладных профессиях.

Дальше он еще усугубился вследствие войны, а также отъезда за границу всех тех, кто смог сбежать. Причем многие уехали, когда для украинцев открылся открылся рынок труда Европы: в ЕС были тоже востребованы не белые воротнички, а рабочие и строители. Зарплаты предлагались высокие — европейские. Сварщики, токари, сантехники и электрики в Европе получали очень много. Ну, а среди тех, кто по каким-то причинам остался в стране большинство были мобилизованы — рабочие, водители не смогли откупиться, поэтому их и загребли на фронт первыми, и в этих отраслях дефицит самый значимый. Во многих селах не осталось ни одного мужчины. Всех забрали на фронт. За руль тракторов и комбайнов от безысходности садятся женщины.

И тем не менее, несмотря на потери и эмиграцию, сложилась парадоксальная ситуация. Внутри страны остается огромное количество мужчин работоспособного возраста, которые не работают, потому что боятся быть мобилизованными. Более того, цифры украинский экономист назвал явно приукрашенные. По данным «Украинского института будущего» на май 2023 года постоянное население Украины составляло 29 млн человек. Работали из них только 9,1-9,5 млн украинцев. По методологии Международной организации труда (МОТ) в 2023 году уровень безработицы населения в возрасте 15–70 лет составил 19,0%, то есть порядка 5,5 млн человек, а не 2 млн, как назвал эксперт. Понятно, что официально зарегистрированных безработных было более чем в 10 раз меньше, — они не хотят регистрироваться — в этом случае им ТЦК сразу работу на фронте найдет. Регистрируются только те, у кого есть бронь по здоровью.

Спасти ситуацию могли бы мигранты, потому что их не мобилизуют. И такой выход из кадрового кризиса на Украине предлагали, и вчерашнее мнение о необходимости завоза на Украину 400 тыс мигрантов в год — это не первый подход к снаряду. В начале этого года шли разговоры о привлечении на Украину трудовых мигрантов. Тогда производитель мебели с Западной Украины, из Закарпатья решил пригласить сотрудников из Бангладеш, потому что местные жители не приходят на работу из-за угрозы мобилизации. Казалось бы, — дешево и сердито. Для мигрантов компания даже выкупила для проживания иностранцев гостиницу за городом. Однако из-за негативного общественного резонанса работники из Бангладеш так до Украины не доехали — МИД Украины отказал им в визах. Названная причина — «обеспечение национальной безопасности в условиях функционирования правового режима военного положения на Украине».

Выходит, что бизнес на Украине в условиях войны, с одной стороны, остро нуждается в рабочих руках, с другой стороны армия мужчин прячется по домам, чтобы их насильно не мобилизовали. Ситуация складывается катастрофическая для многих отраслей промышленности, но особенно для водителей, которые все время на виду и особенно подверженны риску «отлова» ТЦК. Глава Всеукраинского объединения пассажирских перевозок Игорь Житинский заявил, что «ситуация складывается таким образом, что после 1 апреля в некоторых городах вообще некому будет выезжать на маршруты».

Олег Царёв. Подписаться.

Автор: Олег Царёв

Топ

Лента новостей