В России обсуждают предложение сократить рабочий день женщин на один час с сохранением зарплаты. Сейчас актуальны вопросы повышения демографических показателей, отмечают авторы инициативы. Но у женщин, которые заняты на работе, не остается времени на личную жизнь. Подробнее об инициативе — в материале "Известий".
Провальная или успешная идея?
"Никто не доказал, что сокращение рабочего дня на час ведет к росту рождаемости. Ни в одной стране мира ничего такого не делалось", — заявил заведующий международной лабораторией исследований населения и здоровья в НИУ ВШЭ Евгений Андреев "Известиям".
Женщинам, как уточнил эксперт, было бы полезно иметь лишний час на семью. Приведет ли это к повышению рождаемости, никто гарантировать не может. Кроме того, любое предложение должно быть экономически обоснованным.
Если сократить рабочий день женщинам, есть шанс, что их перестанут нанимать. В Федерации независимых профсоюзов России выразили опасение, что решение чревато дискриминацией при приеме на работу.
Кто больше работает?
Согласно исследованию Finexpertiza пятилетней давности, рабочий день у мужчин в целом по стране был в среднем на 43 минуты длиннее, чем у женщин. Однако девушки больше времени тратят на бытовые дела и на заботу о близких. Так, в будни женщины занимаются домашними делами три часа 10 минут, а мужчина — один час 15 минут. Кроме того, уход за членами семьи у женщин занимает примерно час, а у мужчин — всего 17 минут.
Сколько стоит домашний труд
По подсчетам международных организаций, женщины по всему миру ежедневно тратят 12,5 млрд часов на уход за близкими и домашние дела. Если бы эта работа оплачивалась по минимальной ставке, то глобальная экономика получила бы дополнительно $10,8 трлн в год. Эта сумма более чем в три раза превышает вклад мировой технологической индустрии.
В России же, например, в прошлом году женщины потратили на работу по дому почти 92 млрд часов. Если бы этот труд оплачивался, принимая во внимание размеры медианной зарплаты, то он оценивался бы в 34,3 трлн рублей, а это эквивалентно 17% ВВП.
Однако домашний труд находится за рамками рыночных отношений, поэтому остается невидимым для экономики.