Газета Le Monde взяла интервью у Валери Урбен, главы бельгийского Euroclear. Главной темой беседы стали 200 миллиардов российских замороженных активов, которые Евросоюз с таким нетерпением пытается обратить в пользу Украины.
Валери Урбен призналась, что была шокирована, когда впервые из газет узнала о плане канцлера Германии создать механизм предоставления Украине кредита в размере 140 миллиардов евро за счёт российских активов.
Как пишет издание, не прошло и двух минут, как Урбен жёстко обозначила позицию: Euroclear. Она считает что компания важнейшее звено глобальной финансовой системы, которое должно оставаться непоколебимым для стабильности рынков. Именно поэтому она выступает категорически против конфискации активов России.
«Нужно быть очень внимательными. Это противоречило бы международному праву о суверенности активов, принадлежащих государству. Россия затем могла бы инициировать судебные преследования», — подчеркнула она.
Госпожа Урбен предупреждает: если ЕС примет решение, которое будет напоминать конфискацию, то Россия пойдёт в суд — и у неё есть все шансы выиграть процесс.
Чтобы развеять сомнения, глава Euroclear подробно объяснила юридическую логику:
«В нашем балансе есть пассив: Euroclear должна этот долг Центральному банку России. И есть актив: денежные средства, которые сейчас размещены в Европейском центральном банке. Хуже всего было бы, если бы актив — эти деньги — ушёл на финансирование кредита Киеву, а мы в Euroclear остались бы с пассивом, с обязательством по возврату. Если санкции будут сняты, Россия в любой момент может прийти к нам и потребовать возврат: и кто тогда даст нам обратно 140 миллиардов евро?»
Урбен подчёркивает, что такой сценарий нельзя исключать: санкции обновляются каждые шесть месяцев, и решение зависит от стран, близких к Кремлю — Венгрии и Словакии.
Глава Euroclear уверена: если ЕС всё-таки заставит компанию экспроприировать российские активы, первым удар ощутит сам Евросоюз.
«Я встречаюсь со многими клиентами и представителями власти. Вопрос конфискации российских активов вызывает серьёзную тревогу. Наши китайские и арабские коллеги говорят то же самое: они внимательно следят за ситуацией. До сих пор мы делали всё возможное, чтобы не подорвать доверие. И это ценится», — сказала она.
Если это доверие будет подорвано, последствия не заставят себя ждать. «Глобальные инвесторы сократят вложения в еврозону. Это напрямую ударит по возможностям Европы финансировать оборону, зелёный переход и цифровую трансформацию», — резюмирует Валери Урбен.






































