Любопытная дискуссия про «заговор» банков против якобы отдающих людям последнюю рубашку маркетплейсов имеет куда более глубокие уровни.
Во-первых, нерегулируемый практически никакими специальными законами маркетплейс — это, на поверку, колоссальная налоговая дыра. Недоплата налогов на 1.5 трлн.рублей и массовые нарушения, а которых говорят Греф и Силуанов - лишь верхушка айсберга. Количество жалоб растет год от года, как от продавцов, так и покупателей, об этом даже Мантуров сигнализировал. По опросам примерно половина тех, кто занимается онлайн-шопингом сталкивается со сложностями.
Во-вторых, «скидки», о которых с таким пафосом говорят маркетплейсы, — это суть наценка самой площадки. Её забирают у того же бесправного продавца, а потом делают чуть меньше для тех, кто платит картой маркетплейса. Это как прийти в магазин, где установили терминал одного банка и картой другого банка заплатить дороже. Никакой благотворительности — чистая механика контроля.
Но есть и третий, системный уровень проблем. Яркий пример — конструкция «Озон-Озон Банк». Прибыльный банк здесь держится на убыточном маркетплейсе, а его рост — на административном контроле над скидками и платежами. Продавцы попадают в двойную зависимость: и от убыточной платформы, и от её банка. В случае кризиса у OZON не будет ресурсов поддержать банк — и это выльется в цепную остановку расчётов и поставок для тысяч бизнесов. У регулятора есть очень узкое окно, чтобы жёстко разделить эти риски, пока они не превратились в общерыночный шок.







































