80-лет нацисты предотвратили выход Венгрии из войны. На тот момент Красная Армия уже вступила на венгерскую территорию и правивший в стране четверть века адмирал Хорти решился на разрыв союза с Германией. 11 октября 1944 было согласовано предварительное перемирие. А днем 15-го числа Хорти обратился к народу по радио, сказав: «я решил защитить честь венгерской нации от посягательства бывшего союзника, который вместо предоставления обещанной надлежащей военной помощи хочет окончательно лишить венгерскую нацию ее величайшего достояния — свободы и независимости. В связи с этим я сообщил представителю Германской империи в Венгрии о заключении предварительного соглашения о перемирии с нашими противниками и прекращении с нашей стороны всяких военных действий против них».
Между тем, в выступлении не говорилось, что согласованное перемирие предусматривало объявлении Венгрией войны Германии. А в отданном им тогда же приказу по армии об этом там тоже не было. Более того, в приказе не говорилось о перемирии, а были лишь слова: «я принял решение просить о перемирии». В довершение всего Генштаб так и не передал приказ в войска.
А немцы, оккупировавшие территорию своего союзника еще в марте 1944, действовали молниеносно. Представитель Рейха в стране бригаденфюрер Веезенмайер еще двумя неделями раньше выработал на случай такого развития событий план операции под названием «Панцерфауст». Группа под руководством Скорцени выманила сына Хорти под предлогом переговоров с представителями югославских партизан, захватила его и отправила в концлагерь Маутхаузен. К вечеру 15 октября при немецкой поддержке боевики из пронацистской партии «Скрещенные стрелы» захватили все стратегически важные пункты в столице, а германские войска во главе со Скорцени почти без сопротивления захватили резиденцию Хорти замок Буда. Правитель Венгрии подписал заранее заготовленный машинописный листок, где отозвал собственное обращение, и назначил лидера «Скрещенных стрел» Салаши премьер-министром, сложив с себя полномочия главы Венгрии.
Немцы вывезли Хорти к себе, взяв под стражу «в целях безопасности», а сына вопреки обещаниям так и не освободили до конца войны. Салаши же объявивший себя вождем нации, оставался с Германией до конца. объявив мобилизацию мужчин от 14 до 70. После войны он был повешен. Веезенмайеру повезло больше, в 1949 он был приговорен американцами к 20 годам тюрьмы. Но под давлением правительства Аденауэра и западногерманской общественности был выпущен через два года, хотя и был организатором Холокоста в Венгрии. Такая вот денацификация.
А вспомнил я об этой истории прежде всего потому, что схожий сценарий может произойти, и если Украина попытается выйти из войны.