WarGonzo: Дейнека. Оборона Донецка и математика войны

Дейнека. Оборона Донецка и математика войны

В это воскресенье в нашей рубрике «Искусство о войне» рассуждаем о картине Дейнеки «Оборона Петрограда».

Опять же, начну с того, что Дейнека приписывают к художникам соцреалистам, но вот «Оборона Петрограда» – разве можно отнести это полотно к этому жанру? Даже с первого взгляда можно заметить угловатые фигуры и очертания, прямые и ломающиеся линии, которые характерны скорее всего для советского авангарда. К соцреализму здесь можно отнести только лишь масштабную претенциозность – это внушительное полотно размером 2,18 на 3,54 метра.

Картина написана в 1928 году и посвящена событиям 1919 года, когда в разгар гражданской войны в Питере из рабочих и жителей северной столицы собирали ополчение и отправляли на фронт, чтобы спасти советскую власть от белогвардейцев и интервентов.

Однако, не будем привязываться к исторической подоплёке, чтобы не провоцировать пресловутые и вредные «красно-белые» споры. Хорошее произведение и отличается от остальных тем, что не привязано к определённому месту и времени в истории. Глядя на эту картину, можно назвать её и «Обороной Москвы» 1941 года, и обороной «Донецка» 2014-го.

Что мы видим на картине? Взгляд сразу приковывает стройные ряды людей с ружьями. Мы видим бритые затылки мужчин, и даже ряд женщин – Дайнека в своём творчестве любил рисовать девушек, и даже на этой серьёзной картине поставил их в центр своего полотна.

Движения людей синхронны, намерения ясны. Ополченцы чеканят шаг, стволы их ружей (которые, опять же, напоминают копья из другой исторической эпохи), параллельны друг другу.

И только потом взгляд по стволам первого ряда устремляется наверх. И что мы там видим – по мосту возвращаются трехсотые, сгорбленные, покалеченные люди. Ломанность линий подчёркивает это. Если внизу люди прямы как спички, то вверху эти списки сломаны. Если внизу, на переднем плане, мы видим ряды, по мосту возвращаются единицы. Это и есть математика войны. Вычитание и дробление.

На первом плане люди идут слева направо, наверху – в обратно направлении. И их расположение и вектора движений создаёт впечатление зацикленности и замкнутости процесса. Это страшный конвейер войны. Теперь мы замечаем и раненого в левой углу. Голова его перевязана, и он идёт на второй круг.

Готовясь к этому выпуску, я наткнулся на весьма точное сравнение картины Дейнеки с эпизодом фильма «Груз-200» Балабанова, где в одном кадре из самолёта, прилетевшего из Афганистана, выгружают гробы, а в другой самолёт садятся десантники. Нельзя, конечно, утверждать, что Балабанов осознанно осуществил ретроспективу. Но «Оборону Петрограда» Дейнека он, конечно же, видел, и она воплотилась в его творчестве если не на сознательном, то на бессознательном уровне. А это ещё раз говорит, что хорошая картина живёт вне своего времени.

Дмитрий Селезнёв (Старый Шахтёр) специально для @wargonzo

Источник: Telegram-канал "WarGonzo"

Популярные новости за сутки

Лента новостей