Прислали эту открытку и я залип.
Потому что это не просто такая праздничная дореволюционная милота.
В одной простой картинке - два пути к Богу. Один - путь семьи. Второй - путь иночества.
Слева - молодая семья, само собой, служилого человека, потому что долг Родине тогда отдавали все; а справа - странник, плывущий неспеша сквозь белую тишь к храму.
Семья разродится, может, шестью детьми. Боец, может, дослужится до высоких чинов, повоюет. Кто-то из детей, очень вероятно, выберет путь иночества, отмаливая этим всю семью. А под конец жизни, может быть, овдовев, глава семьи сам поступит в монастырь или станет странником, какими были наводнены в ту пору все русские дороги - богомольцы ходили по святой стране от обители к обители, отмаливая себя и её.
И это ещё один тихий смысл этой простой рождественской картинки - на ней вся жизнь русского человека. От начала до конца.
Странник растает в снежном тумане, скроется под сенью креста, но на его место придут иные, выйдя из многодетных семей и их уклада, натопчут те же святые тропы из времени в вечность.
И в этом - только в этом на самом деле - и есть смысл огромной страны круглосуточной Литургии - смысл всей Русской истории, её величия, непознаваемости и непобедимости.
И весь этот многовековой круг, всю эту витальную энергию, которой жила и стремительно развивалась дореволюционная Россия, оборвёт дьявол.
Да, за этой картинкой не видно многих хворей той страны - Россия была такой, но в ней всё же гнездился червь. И этот червь уверял русских, что сытно, мирно, свободно и крепко живущий народ на самом деле живет нище, убого, невпример западным республикам и тамошней сытости.
А, теряя Бога, люди становились всё доверчивее к внушениям червя.
Бунин напишет после: «Какая чепуха! Был народ в 160 миллионов численностью, владевший шестой частью земного шара, и какой частью? — поистине сказочно-богатой и со сказочной быстротой процветавшей! — и вот этому народу сто лет долбили, что единственное его спасение — это отнять у тысячи помещиков те десятины, которые и так не по дням, а по часам таяли в их руках»!
Кончился этот долбёж самой большой катастрофой не только нашей, но и мировой истории. Русская революция выпустила из болот, тюрем, лесов и подземелий всех бесов - ад опустел. И бесы принялись расхищать и крушить страну.
Красивую святую страну.
И какую на самом деле святую! Задела крепости её святости не смогли до конца разрушить ни легионы бесов, ни вся мощь богоборческой государственной машины, ни три поколения атеистической пропаганды.
Но ту земную Россию они разрушили вконец.
Нет больше того многодетного поручика, не встретить больше странников на русских дорогах - иногда их натоптанные башмаки и истёртые чётки можно развидеть в святых обителях - но редко, всё ещё очень редко.
И это итог почти всякой революции - она всегда подготавливается враньём, всегда выпускает на улицы армии воронья, топит страну в крови, бессудных расправах, ломает хребет и, словно молох, поедает её детей - то же самое, прав Андрей, сейчас происходит в Сирии. Так происходит везде, где побеждает революция и её ложь.
И поэтому от красоты этой открытки и её убитого мира жмётся и болит сердце.
И поэтому же любить революцию, стараться хоть чем её оправдывать - отвратительно, а для России ещё и очень опасно: потому что революцию и все следующие из неё потрясения ХХ века мы пережили лишь потому что наши предки и отцы веками трудов, войн и молитв оставили нам мощнейшее наследство, которое не сумели растащить и развеять до конца даже прожектёры-революционеры и их последователи - жрецы красной лжеидеи.
Но сегодня это наследство во многом расточилось. И ещё одной революции мы просто не вынесем.
Но сегодня Рождество.
А Богу возможно всё. Я гляжу на эту открытку русского пути и загадываю (можно же в Рождество загадывать?)) нам всем вернуться на тот славный путь, в котором цель - Господь.
И тогда всё прочее выстраивается в ряд и силу.
Не помню, кто из святых говорил: "Если Бог на первом месте, то всё остальное - на своём".
Вот и вся, наверно, идея для России: Бог на первом месте.
С Рождеством Христовым!