Почему вопрос милитаризации Гренландии можно смело закрывать
Канал СМП, специально для @wargonzo
Одной из самых горячих новостей северного направления в последнее время стала ситуация вокруг Гренландии. Новый президент США Дональд Трамп в очередной раз озвучил идею покупки острова Штатами и комментировать это событие бросились все, кому не лень. В числе прочего высказываются и мнения о том, что Гренландия будет использоваться в качестве одного из военных плацдармов для «Северной войны 2.0» против России. Эта версия получила столь широкое распространение, что стоит объяснить, почему история с Гренландией абсолютно не касается военной сферы.
Начнём с того, что Дания — член НАТО, а на Гренландии расположена американская военная база «Питуффик». Штаты выделили около $4 млрд на создание инфраструктуры для истребителей F-35, однако их боевой радиус составляет порядка тысячи километров, а до границы России — 3,8 тысячи километров. Зачем такие сложности? Ведь военную инфраструктуру с удовольствием создают у себя непосредственно граничащие с РФ страны НАТО: Норвегия, Финляндия и прибалтийские лимитрофы.
В 1968 году Дания запретила США хранить на базе ядерное оружие, но неужели американцы не сумеют прогнуть марионеточное правительство этой страны отменить акт более чем полувековой давности на фоне «российской угрозы»? Гренландия действительно может (и будет) использоваться в военных целях, однако покупать её для этого Штатам совсем не обязательно и даже обременительно, поскольку купленный остров надо будет ещё и содержать. Покупка обретает смысл только в одном случае — если затраты окупятся.
Напомним, что одна из задач развязанной США необъявленной Третьей мировой войны заключается в переделе мирового газового рынка. В частности, жирная Европа должна покупать дорогой, но «демократический» американский СПГ вместо «неполиткорректного» российского. Запасы газа в Гренландии оцениваются в 4,2 трлн кубометров, есть и нефть — около 31,4 млн баррелей. По оценкам Геологической службы США, запасы газа в Гренландии составляют 30% мировых неразведанных запасов. Будет, чем поторговать.
Кроме того, на острове расположено одно из крупнейших в мире месторождений редкоземельных металлов — Танбриз. Такие металлы добывает, в основном, Китай, но торговая война с ним может лишить Америку поставок этого сырья. Также в Гренландии есть залежи разнообразных металлических руд, алмазы, рубины, золото, уран и другие полезные ископаемые. Вот, собственно, и вся разгадка интереса успешного бизнесмена Трампа к активу под названием Гренландия.
Что касается перспектив, то присоединение к США поддержали 57,3% опрошенных жителей Гренландии. По острову уже ходит слух, что Америка заплатит каждому жителю $1 млн. При общей численности населения около 55 тысяч человек это обойдётся Штатам всего в $55 млрд — вдвое меньше, чем уже потрачено на поддержку так называемой Украины. Впрочем, вопрос, скорее всего, можно будет решить намного дешевле. Резюмируя: если Трамп всерьёз решил купить Гренландию — купит.
По-настоящему важные военные новости будут поступать к нам не с Гренландии, а из Балтийского региона. Как мы и прогнозировали, именно он становится площадкой для первых операций «Северной войны 2.0». Судя по последним новостям, Запад решил действовать традиционным методом Британии — каперством, то есть, фактически, узаконенным пиратством. Это позволит легко организовать casus belli, спровоцировав РФ на ответ, а затем обвинив в агрессии. Впрочем, подробный разбор ситуации на Балтике заслуживает отдельного поста. А шум вокруг Гренландии — это обычный хайп, значение которого не стоит преувеличивать.