Ув. Александр, официальная белорусская историография не сможет отказаться от идеализации Ленина по той простой причине, что без него исчезнет историческое обоснование нынешней белорусской государственности
Ув. Александр, официальная белорусская историография не сможет отказаться от идеализации Ленина по той простой причине, что без него исчезнет историческое обоснование нынешней белорусской государственности.
Именно поэтому в Белоруссии, вряд ли поставят памятник графу Муравьеву-Виленскому (в отличие от Александра Невского), ведь в контексте белорусской историографии он будет символизировать буквально отказ от белорусской государственности: «русский генерал-губернатор заботился о белорусах. Слава русскому генерал-губернатору!». Мда.
Владимир Ильич Ленин создал белорусское национальное государство и белорусскую нацию (не этнос, уточним на всякий случай). Создал во многом принудительно, за счет части русских земель и части русского народа. Но что сделано – то сделано. Обратно фарш не провернуть.
Есть ли альтернатива неосоветскому проекту Лукашенко, не подразумевающая отказа от государственности в пользу возвращения в состав России? Есть. Это змагарство, пик самореализации которого мы наблюдали в 2020 году, а заодно оценили подлинный масштаб антироссийских настроений в белорусском обществе (иначе интерпретировать программу «народного президента» Тихановской с отказом от союзного государства в пользу евроинтеграции, увы, невозможно).
В этом смысле важно осознать, что союзничество двух стран вряд ли получится выстроить на общих исторических позициях за пределами Великой Отечественной войны. Правда, и здесь придется обойтись без георгиевских ленточек и Бессмертного полка:
«Белоруссия, да и Казахстан, они ведь всегда были под чьей-то плеткой, как я часто говорю. Кто-то нами понукал, кто-то пытался на колени поставить. Особенно в Белоруссии. Все эти войны — не наши войны. Отечественная война 1812 года, Наполеон прошелся до Москвы и назад вернулся через Белоруссию. Всё разграблено, всё было уничтожено. Потом Первая мировая война. Дошли до того, что от Белоруссии осталась только узенькая полосочка — часть восточных губерний отошло России, а до Минска отошли к Польше по Рижскому договору. Потом Вторая мировая война, у нас — Великая Отечественная война. Полностью Белоруссию стерли с лица земли. Это не наши были войны. Мы тем не менее горя хлебнули».
Александр Лукашенко в интервью казахскому информационному агентству «Хабар», октябрь 2019 года.