Михаил Онуфриенко: Николаю Второму - великий князь Николай Михайлович, октябрь 1916:
Николаю Второму - великий князь Николай Михайлович, октябрь 1916:
“Ты неоднократно выражал твою волю "довести войну до победоносного конца".Уверен ли ты, что, при настоящих тыловых условиях, это исполнимо? Осведомлен ли ты о внутреннем положении не только внутри империи, но и на окраинах (Сибирь, Туркестан, Кавказ)? Говорят ли тебе всю правду или многое скрывают? Где кроется корень зла?..
Ты находишься накануне эры новых волнений, скажу больше - накануне эры покушений. Поверь мне: если я так напираю на твое собственное освобождение от создавшихся оков, то я это делаю не из личных побуждений, которых у меня нет”.
Николаю Второму - Великий князь, Георгий Михайлович, январь 1917:
"Положительно, у всех заметно беспокойство за тыл, т.е. за внутреннее состояние в России. Прямо говорят, что, если внутри России дела будут идти так, как теперь, то нам никогда не удастся окончить войну победоносно, а если это действительно не удастся, то тогда конец всему.”
Сандро - великий князь Александр Михайлович, претендующий на роль друга, направил царю письмо, не очень логичное и ясное, но убийственное в своих выводах. Начав со слов "масса не революционна", "народ тебя любит", что было кисейной ложью, князь закончил беспощадным:
"вопрос ведь в самом бытии России, как великой могущественной державы".
И это родственники! Подданные о приближающейся катастрофе гудели непрерывно, словно рой рассерженных пчёл, начиная со знаменитой записки Дурново.(*) Личный враг императрицы Гучков, и тот повторял великокняжеский вердикт в письме генералу Алексееву:
“«Гниющий» тыл неминуемо развалит фронт, да и всю страну втянет в «невылазное болото»".
Всё это Николай II знал, но вёл себя так, словно никакой угрозы государству Российскому и лично ему не существует. Будучи верховным главнокомандующим, он чаще говорил о прогулках и рыбной ловле, чем о военных действиях.
"Его очень интересовало кино. Он с удовольствием обсуждал свою форму британского фельдмаршала - и как ему держать жезл," - вспоминал Бьюкенен.
Из цикла "Curriculum vitae"
Аудиоверсия: https://story4.me/book/curriculum_vitar_753/