Андрей Медведев: На фоне информации о возможных переговорах по Украине между Россией и США стоит еще раз обратить внимание на то, как и почему американский истеблишмент принимает внешнеполитические решения
На фоне информации о возможных переговорах по Украине между Россией и США стоит еще раз обратить внимание на то, как и почему американский истеблишмент принимает внешнеполитические решения. И тогда станет ясно, почему переговоры вряд ли начнутся раньше, чем через год, пока же боевые действия, с большой долей вероятности, будут продолжаться.
Роберт Макнамара в своих мемуарах "Вглядываясь в прошлое. Трагедия и уроки Вьетнама" постоянно указывает на то, что многие решения по войне и поддержке Южного Вьетнама были приняты Вашингтоном на основании ложной информации.
"Власти и в провинциях, и в округах рассматривали «изобретение статистики», которая удовлетворил а бы центральное правительство, чуть ли не как свой долг".
И одновременно, американские политики просто не понимали природы конфликта и не понимали, что это прежде всего внутринациональная борьба в самом Южном Вьетнаме. Когда Де Голль решил было путем переговоров привести ситуацию к мирному разрешению, в Вашингтоне решили от переговоров по Южному Вьетнаму отказаться.
"Но ни тогда, ни позднее мы не обсуждали во всех деталях, сможет ли нейтральный Южный Вьетнам воздействовать на геополитическую стратегию Соединенных Штатов. Мы не рассматривали этот вопрос потому, что никто из нас не думал, будто Южный Вьетнам и в самом деле может стать по-настоящему нейтральным государством".
Тем не менее, даже понимая, что их обманывают, и что война, начнись она, будет долгой, при Джонсоне в итоге, после Тонкинского инцидента, было принято решение о начале бомбардировок Северного Вьетнама. И в Вашингтоне многие понимали - это приведет к тому, что придется отправлять войска для охраны авиабаз, а это потянет за собой вовлечение новых и новых сил. Американцы странным образом не принимали в расчет тот факт, что Вьетконг пользуется поддержкой населения. При том, что вся информация об этом была. Также американцы понимали, что руководство Южного Вьетнама это банка с пауками, и что местная армия сама по себе войну против Севера не вывезет.
"Ситуация в Южном Вьетнаме складывается не так, как хотелось бы. Шансы Кханя остаться у власти не превышают 50% и что в сайгонском руководстве заметны пораженческие настроения. Этот кризис, в свою очередь, усиливает позицию сторонников расширения военных действий с участием Вооруженных сил США, хотя способен также и инициировать переговоры, которые в настоящий момент равнозначны капитуляции.
В записке содержалась лишь одна четкая и ясная рекомендация: «Мы должны по-прежнему противодействовать созыву любой конференции [в поддержку переговорного процесса] по Вьетнаму»".
То есть, Вашингтон поддержкой Сайгона и жесткой риторикой сам себя загнал в ситуацию когда любые переговоры или отсутствие демонстрации силы воспринимались бы, как слабость. А свершившееся в итоге военное вмешательство уже поставило американскую элиту в ситуацию, что отступать некуда, хотя она понимала - война надолго.
Перед началом войны, разведки, аналитические службы, министерства проводили по несколько совещаний в месяц, где каждый раз просчитывали риски. Но в итоге США влезли во Вьетнамскую войну по сути по принципу "понты дороже денег, нормальные пацаны заднюю не врубают и не извиняются".
"Боязнь краха во Вьетнаме заставила Джонсона одобрить бомбардировки и пересилила колебания, которые он испытывал в связи с нестабильностью обстановки в Южном Вьетнаме".
Поскольку, американская элита не менялась последние лет 150, это примерно одни и те же уважаемые семьи и бизнес-группы, то на возможные по Украине стоит посмотреть через призму политических традиций США. Прежде вести переговоры, Трамп будет выжимать из ситуации максимум. Пока украинцы не кончатся.
Вся книга Макнамары это по сути, рассказ о том, как упрямство и страх потерять статус мирового игрока, заставляли США влезать в войну все дальше и дальше.
Не вижу, чтобы сейчас что-то принципиально поменялось. Тем более, воюют и не американцы вовсе.