Представитель МИД РФ Мария Захарова:
«Содержание ролика [с избиением русскоязычного ребенка в ташкентской школе] не может не вызывать крайней обеспокоенности и сочувствия к ребенку. Мы запросили официальных разъяснений у узбекистанской стороны.
В дружественных отношениях стратегического партнёрства и союзничества двух государств нет и не может быть места какой-либо неприязни, тем более на языковой почве. Должны приниматься последовательные меры, в том числе напоминающие общественности о благотворном влиянии многовекового использования русского языка в разных сферах нашего общения, взаимного обогащения в культурно-образовательном, научном и социально-экономическом плане.
К узбекистанской стороне обращена настоятельная просьба дать материалу в СМИ правовую оценку и в случае обоснованности – принять меры к виновнику жестокого обращения с ребенком. Держим этот вопрос в поле самого пристального внимания».
Хороший пример своевременной и выверенной реакции. Однако нам давно пора осознать, что Узбекистан никакое не союзное России государство (оно перестало быть таковым 33 года назад), а нейтральное. Ну, как Вьетнам, Индия или Южная Африка. Разве это враждебные или союзные нам государства? Нет, они именно что нейтральные государства, с которыми Россия сотрудничает на конструктивных взаимовыгодных условиях, без каких-либо союзнических обязательств. Вот и Узбекистан (как и вся Средняя Азия) такое же нейтральное для нас государство.
Да, власти республики в рамках госполитики исторической памяти зачем-то назначили Россию на роль главного исторического врага (см.школьные учебники истории или экспозиции государственного музея жертв репрессий), однако они не разорвали экономические связи с нами даже в условиях западных санкций. Стало быть, России нужно просто скорректировать восприятие Узбекистана и узбекского народа на более актуальное и, скажем так, меркантильное, опять же, как это сделали узбекские власти в отношении России и русского народа.