Михаил Мишустин: Стратегический ориентир для нашей торговли – это страны Глобального Юга
Главный акцент правительство делает на стимулировании расширения торговли несырьевой неэнергетической продукцией. Такая работа подталкивает к развитию собственных компетенций в индустриях среднего и высокого передела, наращиванию объемов промышленного производства и освоению передовых технологий, цифровизации, внедрению робототехники, формированию рынков вокруг инновационных решений.
Поставки несырьевой неэнергетической продукции в дружественные страны выросли почти на 11% за семь месяцев 2024 года. По поручению Президента в ближайшие шесть лет необходимо нарастить такой экспорт как минимум на две трети по сравнению с 2023 годом, а по АПК – в 1,5 раза по отношению к 2021 году.
Добиться этого предполагается за счет продолжения работы по выстраиванию прочных связей с партнерами из дружественных государств. Россия готова предложить им наилучшие товары, а также построение взаимовыгодных кооперационных связей на основе взаимных интересов и на благо граждан.
Стратегический ориентир для торговли РФ – страны Глобального Юга. Эксперты оценивают, что за шесть лет этот макрорегион увеличит спрос почти на 400 трлн рублей. Глава правительства призвал российских предпринимателей осваивать эти рынки.
В отечественном ассортименте есть немало конкурентоспособной и интересной продукции. Михаил Мишустин отметил, что важно дополнить торговую корзину новыми позициями среднего и высокого переделов. В прошлом году соответствующие поставки в дружественные страны превысили 5,6 трлн рублей.
По словам главы правительства, сферы возможного роста разнообразны – это технологии атомной энергетики, медицины, транспорта, безопасные и качественные продукты, органическая косметика. Кроме того, экспорт сегодня – это креативные услуги, кибербезопасность, космическая связь, приложения для мобильных устройств, кино- и мультипликационная продукция, музыка.
По поручению Президента правительство совместно с РЭЦ готовит программу продвижения национального бренда «Сделано в России»
Михаил Мишустин заявил, что внешняя торговля России успешно перенастраивается. Инструменты господдержки позволяют предоставить бизнесу решения на всем жизненном цикле проекта. Ведется работа над увеличением товарооборота, соглашениями о свободной торговле, упрощением процедур подтверждения соответствия.
Продолжается донастройка логистики. Как отметил Михаил Мишустин, пропускная способность внутренней инфраструктуры должна соответствовать планам по ввозу и вывозу продукции, при этом ее работа должна быть скоординирована на всем пути поставок. Эти задачи решаются средствами нацпроектов «Эффективная транспортная система» внутри страны, и «Международной кооперации и экспорта» – на внешнем контуре.
Развиваются международные транспортные коридоры до всех целевых рынков: по Восточному маршруту, Азово-Черноморскому направлению, коридору «Север – Юг» и СМП.
Растет доля расчетов в национальных валютах, достигая с отдельными партнерами 90%. Михаил Мишустин призвал расширить использование этого инструмента, а также и других – традиционных и новых способов. Это позволит выстроить альтернативную отечественную инфраструктуру, обеспечивающую международные расчеты на справедливых принципах.
Глава правительства заявил о необходимости продолжить формирование общего бренда для всей российской продукции: «Репутация – результат совместных усилий бизнеса и государства. Трудно запомнить все названия, а новичкам практически невозможно протиснуться на уже занятые рынки. Поэтому должна появиться общая надпись "Сделано в России". Которая говорила бы о высоком качестве товара, вызывала доверие – даже к малоизвестному бренду – и повышала общую узнаваемость продукции из нашей страны».
По поручению Президента правительство готовит совместно с Российским экспортным центром программу продвижения национального бренда. Для участия в программе сертифицировано уже около 8,3 тыс. товаров. Задача по продвижению этих товаров должна решаться РЭЦ в партнерстве с отечественными компаниями – лидерами рыночных сегментов и маркетплейсами.
Глава правительства подчеркнул, что деловые контакты и продвижение являются основой для экспорта, призвав наращивать плотность таких связей.
Правительство оказывает системную поддержку малому и среднему бизнесу при экспорте отечественных товаров
Значимую часть российских экспортеров составляют малые и средние предприятия – около 95%. Они составляют основу для дальнейшего роста экспорта средне- и высокопередельной продукции, особенно в потребительском сегменте, а также для расширения международной кооперации.
Глава правительства отметил, что малый и средний бизнес необходимо мотивировать и помогать выходить на новые рынки. Для этого работают профильные региональные центры поддержки, персонально сопровождающие предпринимателей в 82 российских регионах. Востребованность их услуг растет.
По словам Михаила Мишустина, важно повышать информированность отечественного бизнеса о специфике работы в конкретных странах, расширять комплекс сервисов по образовательной, консультационной поддержке, онлайн- и офлайн-продвижению на рынках опорных стран. За 9 месяцев 2024 года уже более 17 тыс. компаний воспользовались такими возможностями.
Президент поручил поддерживать усилия регионов в экспортной сфере. Правительство совместно с Российским экспортным центром продолжит помогать коллегам в субъектах своевременно формулировать и направлять необходимые рекомендации. Важно увязывать между собой региональные и федеральные инициативы по продвижению экспорта.
«Российские технологии, поставки несырьевой неэнергетической продукции могут стать отличным источником экономического роста для государств Глобального Юга. Именно потому что мы всегда следовали принципам взаимности и уважения», – подчеркнул Председатель Правительства.
Михаил Мишустин – о сотрудничестве России с крупнейшими зарубежными партнерами
«Мы всегда готовы строить честные и открытые, по-настоящему деловые отношения со всеми, кто исходит из своих суверенных интересов, невзирая на давление и пропаганду коллективного Запада», – сказал Председатель Правительства в ходе пленарной сессии форума «Сделано в России».
Он отметил, что многие страны разделяют такую позицию. Это доказывает значительный интерес к расширению БРИКС, а также работе по выстраиванию долгосрочных планов сотрудничества с крупными партнерами: Индией, Китаем, Турцией, Бразилией, с целым рядом опорных стран Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки, Африки.
На форуме «Сделано в России» запланирован ряд дискуссий по актуальным вопросам развития внешней торговли. Михаил Мишустин выразил уверенность в том, что прозвучит немало интересных идей: «Я рассчитываю, что по итогам форума мы, конечно, получим конструктивные предложения, которые правительство обязательно изучит, и наиболее значимые, эффективные из них мы обязательно применим, они станут основой для наших нормативных и стратегических документов».