Олег Царёв: Согласно The Wall Street Journal высокопоставленные представители администрации Байдена считают, что «США должны быть готовы расширить свои ядерные силы для предотвращения растущих угроз со стороны Китая, России и КНДР»

Олег Царёв: Согласно The Wall Street Journal высокопоставленные представители администрации Байдена считают, что «США должны быть готовы расширить свои ядерные силы для предотвращения растущих угроз со стороны Китая, России и КНДР»

Согласно The Wall Street Journal высокопоставленные представители администрации Байдена считают, что «США должны быть готовы расширить свои ядерные силы для предотвращения растущих угроз со стороны Китая, России и КНДР». Очень похоже, что таким образом готовится почва для досрочного прекращения действия единственного оставшегося между США и Россией договора о контроле над вооружениями — СНВ-3. Напомню, Россия в феврале 2023 Россия приняла закон о приостановке участия в Договоре, но заявила, что будет выполнять его главные нормы, в частности, о количестве ядерных боеголовок — не более 1550 штук. И это признают в Госдепе США. Несмотря на то, что это США не идут на контакт по договору, при этом, как указано в статье, они видят угрозу в приостановке диалога по этому вопросу.

Как показывает история, именно американцы после распада СССР были инициаторами прекращения действия договоров о контроле над вооружением разного типа.

В 1972 году в ходе визита президента США Никсона в Москву был подписан первый подобный документ — Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Он был бессрочным и соблюдался почти 30 лет. Но в конце 1990-х Вашингтон начал работы по созданию новой системы ПРО, в связи с чем президент Ельцин выражал озабоченность еще в начале 1999. Было ясно, что в США ищут удобный повод выйти из договора. И теракты 11 сентября 2001 стали таким поводом, хотя и осуществлялись без применения ракет.

Через 3 месяца после теракта президент Буш-младший заявил об одностороннем выходе США из договора. Тогда США подчеркивали, что новые системы ПРО нужны против угрозы со стороны Ирана и других государств третьего мира, но в 2007 начались активные работы по развертыванию новых систем ПРО в Восточной Европе, что уже явно было направлено против России.

Это развертывание торпедировало и другое достижение разрядки — Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанный Горбачёвым и Рейганом еще в 1987. Но в первый же год своего правления, осенью 2017 Трамп заявил, что хочет выйти из договора РСМД, и тогда же Конгресс США одобрил выделение $58 млн на разработку ракеты средней дальности. 1 февраля 2019 Трамп объявил о выходе из договора.

Теперь же уходящая демократическая администрация, возможно, ведет речь о прекращении действия договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. Россия и США регулярно заключали такие соглашения, начиная с 1972, и в итоге мы уже более полувека живем в мире, где главные ядерные державы имеют договоренности о предельном количестве стратегических ядерных боеголовок и их носителей. Действующий договор, который обычно именуется СНВ-3, был подписан Медведевым и Обамой в 2010, вступил в силу 5 февраля 2011. Он был рассчитан на 10 лет с возможностью неограниченного продления по взаимной договорённости сторон на 5 лет.

При Трампе сохранялась неясность по поводу его продления, она была снята лишь за 10 дней до истечения срока действия документа, когда Путин договорился об этом с только вступившим в должность Байденом. Сейчас же решение о том, продлевать ли договор с февраля 2026 остается за Трампом. Но судя по публикациям, нынешняя администрация подталкивает его к непродлению договора, обвиняя в обострении Россию.

Однако вина за сложившуюся ситуацию с договором лежит не на России. Так, после начала СВО из-за введения санкций на полеты российской авиации, наша страна лишилась возможности осуществлять предусмотренные инспекции баз ядерного оружия. Естественно, в ответ и Россия прекратила инспекционные поездки США. В условиях открытой поддержки Киева со стороны США, они, конечно, стали бы разведывательной миссией.

Но подобная приостановка ряда действий в рамках договора не является выходом из него. Как заявлял еще в феврале наш МИД, Москва не пойдет навстречу Вашингтону, пока США не предпримут усилия для деэскалации. Таким образом мяч на стороне США, вопрос только в желании новой администрации. Скоро узнаем, каким оно будет.

Источник: Telegram-канал "Олег Царёв"

Популярные новости за сутки

Лента новостей