Я бы охотно родилась крестьянкой!
Я бы охотно родилась крестьянкой!
Примерно 130-150 лет назад. И непременно севернее центральных губерний, в Костромской, Вологодской или Архангельской губернии. Выращивала бы и ткала лен, взбивала масло (как раз Верещагин открыл под Вологдой первый в губернии завод с конным приводом), собирала бы ягоды в сезон на продажу (за лето девушка собирала на венчальный Каргопольский кокошник, расшитый жемчугом).
Вчера в комментариях завязалась моя любимая дискуссия о необходимости революции и тяжелом угнетенном положении крестьян. И мне страсть как захотелось сформулировать, почему бы я хотела родиться крестьянкой, какие мифы наслоились за 100 лет на это сословие и какие преимущество по сравнению с городской жизнью я вижу.
1 После крестьянской реформы у крестьян была возможность изменить свое материальное положение, если ты был трудолюбив, смекалист и умел работать. В качестве иллюстраций к этому тезису - фотографии дома крестьянина(!)-отходника Мартьяна Сазонова из Костромской губернии. И такой дом в этом уезде не один, до революции их насчитывались десятки. Неплодородные земли севера побуждали людей находить себе заработок без привязки к сельскому хозяйству. Так, столяры Костромской губернии много работали в Санкт-Петербурге, богатели на частных заказах и строили себе роскошные терема.
2 Будучи крестьянкой в Российской империи, я бы даже смогла сама вести бизнес. И не обязательно после смерти мужа. Зная свой деятельный и любопытных характер, уж как минимум пекарня, гончарная или швейная мастерская у меня бы получилась. Одна из книжек, которая в советское время иллюстрировала тяжелую жизнь уральских рабочих - Малахитовая шкатулка - упустила из виду тот факт, что до революции девушка-крестьянка сама назначала цену за свою работу, и выучившись вышивке, могла прокормить всю семью. Так функционировал свободный рынок.
3 Когда я путешествовала по Архангельской области, меня поразила фраза женщины смотрительницы Ошевенского музея: «Если умеешь работать, на земле голодным не будешь». Так что опустим привилигированное положение тех, кто хотел значительно повысить свой уровень жизни и посмотрим просто на быт крестьянина. Для того, чтобы что-нибудь понять о том, с каким достоинством и трудолюбием жили эти люди, нужно смотреть на то, какой невероятной красоты дома они для себя создавали.
Почему я привожу в пример материальную культуру? Потому что это важный показатель по пирамиде Маслоу. Когда у тебя нечего есть, ты не строишь себе роскошный большой дом. Не украшаешь его рушниками с вышивкой, не расписываешь сундуки. Когда у тебя нечего есть, ты озабочен только поисками пропитания. То, что материальная крестьянская культура была разнообразной и богатой говорит, что у людей ее создававших были силы и время на то, чтобы окружать себя красотой.
4 Теперь об отсутствии образования. Согласно Википедии, до революции в Российской империи было 123 745 школ с начальным образованием. Около 80000 в ведении Министерства народного просвещения и 40000 церковно-приходских. К 1990 году в России стало примерно 136 тысяч школ, правда уже со средним образованием.
Было ли общее среднее образование фетишем в крестьянской среде? Нет, не было. Для успешной работы на земле, занятия промыслами и даже бизнесом не нужно было знать все физические законы и уметь извлекать квадратные корни. Честно, я сейчас скажу крамолу, но и сегодня я не уверена, что наша система среднего образования построена так, чтобы максимально раскрывать потенциал ребенка и развивать его в той области, к которой у него есть способности. Однажды я встретила мнение Петрановской (положу видео в комментарии), что всеобщее среднее и высшее образование стало фетишем как раз в советское время, потому что без него ты был колхозником без прав (паспорта они получили только в 70х годах), а с высшим образованием - инженером, горожанином и уважаемым человеком. Было ли среднее образование у Мартьяна Сазонова, построившего в Чухломском уезде терем? Не уверена. Но это не помешало ему разбогатеть и заказывать обои на английской мануфактуре William Morris для своей гостиной.