Азбука ледокольщиков. Ледовая река В районе второго участка порта Сабетта судоводителям атомного ледокола “50 лет Победы” удалось сделать видео с ледовой рекой. Опытным морякам, работающим в Арктике, хорошо известно это...

Азбука ледокольщиков. Ледовая река В районе второго участка порта Сабетта судоводителям атомного ледокола “50 лет Победы” удалось сделать видео с ледовой рекой. Опытным морякам, работающим в Арктике, хорошо известно это...

Азбука ледокольщиков

Ледовая река

В районе второго участка порта Сабетта судоводителям атомного ледокола “50 лет Победы” удалось сделать видео с ледовой рекой. Опытным морякам, работающим в Арктике, хорошо известно это ледовое явление. Кому доводилось попадать в такую реку, называли ее и “ледовым адом”, и “жутким месивом”, и даже “концом света”.

Давайте рассмотрим видео. Атомный ледокол стоит в ледовом припае (неподвижный лед, сформированный вдоль берега). В районе кормы четко просматривается граница дрейфораздела, а за ней – ледовая река. Обратите внимание на спутниковый снимок. Если справа и по центру на нем лед напоминает больше лунную поверхность, то слева, кажется, кто-то прошелся кистью и размазал фото. Все это потому, что скорость ледовой реки - 1,7 узла, лед шёл сплошной стеной.

Легендарный океанолог Валерий Купецкий в статье “Ледовые реки высоких широт” так описывал природу происхождения ледовой реки: “Анализ имеющихся материалов позволяет определить ледовые реки как стремительный дрейф льдов различных форм и возраста при штормовых нажимных, нагонных ветрах вдоль береговых препятствий, особенно в узкостях, в проливах, у выступающих мысов и островов. Ледовые реки возникают при продолжительных и сильных нагонах, создающих напор льдов на берег. Образуются они обычно при прохождении над районом тыловой части циклонов с устойчивыми и сильными западными и северо-западными ветрами. Как правило, в морях советской Арктики ледовые реки имеют генеральное направление от западной или северной четверти горизонта. От юга и востока сильных напоров не припоминается. Наиболее опасны для мореплавания ледовые реки в начальный период интенсивного замерзания, когда молодые льды способны выдавить судно на мелководье. Так, в октябре 1963 года караван судов, ведомый атомоходом «Ленин», в молодом ниласовом льду был застигнут штормовым западным ветром на подходах к проливу Вилькицкого. Поля молодого льда толщиной в пять сантиметров, сжимаемые и наслаиваемые ветром, сразу погасили движение каравана. Атомоход стал вязнуть в ледяной каше, облипая огромной подушкой из смеси «сала», «каши», «ниласов». Дальнейшие действия атомохода сводились к тому, чтобы поочередно вытаскивать суда подальше от берега, оставлять их в свободном дрейфе по фарватеру в узкость пролива Вилькицкого”.

Свою статью Валерий Купецкий заканчивает словами, что ледовая река есть тот самый случай, когда природа сильнее человека: “Поэтому целесообразно избегать встреч с этим явлением, что успешно и достигается гибким и оперативным научным выбором пути”.

Но несмотря на это, атомному ледоколу «50 лет Победы» нужно было зайти именно в ледовую реку. Экипаж атомохода обеспечивал проводку судна из тяжелого торосистого припая в молодые льды. А они неслись вдоль припая ледовой реки.

Видео старшего помощника капитана Дианы Киджи и третьего помощника капитана Григория Малеванного.

@Atomflot_official

Азбука ледокольщиков. Ледовая река В районе второго участка порта Сабетта судоводителям атомного ледокола “50 лет Победы” удалось сделать видео с ледовой рекой. Опытным морякам, работающим в Арктике, хорошо известно это...

Источник: Telegram-канал "Атомфлот", репост Юлия Витязева

Топ

Лента новостей