Президент России Владимир Путин предложил подумать над введением на Украине временного управления ООН для подготовки страны к выборам. Он напомнил, что такое управления уже неоднократно бывало в истории. Что же это были за ситуации и насколько они близки к украинской? Прецедентов управления ООН было пять:
Западная Новая Гвинея, ныне часть Индонезии (1962-1963, 7 месяцев)
Камбоджа, ныне суверенное государство (1992-1993, 1 год 7 мес)
Восточная Славония, ныне часть Хорватии (1996-1998, 2 года)
Восточный Тимор, ныне суверенное государство (1999-2002, 2 года 7 мес)
Косово, ныне частично признанное государство (с 1999, формально по настоящее время, но фактически по январь 2008).
Общих черт у всех администраций было две. Во-первых, они не навязывались вопреки желанию властей этих территорий, а создавались либо на безвластных землях, либо с согласия фактически контролирующих их режимов. Во-вторых, они разоружали вооруженные группы на подконтрольных им территориях, то есть проводили демилитаризацию.
По своим же задачам администрации разделялись на 3 типа:
готовящие территории к передаче из-под контроля колониальных или самопровозглашенных властей под суверенитет ранее не контролировавшего их государства – Новая Гвинея, Восточная Славония;
готовящие территории, откуда ушло контролировавшее их государство, к выполнению государственных функций де-юре или де-факто – Восточный Тимор, Косово;
заменяющие дисфункциональную власть суверенного государства с целью его подготовки к эффективному возобновлению государственных функций после гражданской войны — Камбоджа.
Как видим, Украина сейчас ближе всего к ситуации в Камбодже. Однако есть и существенные различия. В Камбодже власть, которая в 1979 свергла людоедский режим «красных кхмеров» и сидела в столице, никогда не контролировала всю страну, не имела мирового признания. В частности, в ООН Камбоджу представляла вооруженная оппозиция, которая вела с властью гражданскую войну. Администрацию ООН создали по просьбе самой Камбоджи, там сформировали правительство из всех участников гражданской войны, чтобы подготовить страну к выборам.
На Украине всю территорию за линией боевого столкновения контролирует киевский режим, который, конечно, не согласится приглашать кого-либо править за себя. Однако это не значит, что аналогия не может возникнуть.
4 месяца назад я уже описывал сценарий, на который есть надежды в некоторых кабинетах в России: в случае мира и под влиянием поражений в войне Украина расколется на территории, контролируемые враждующими между собой минигруппировками — правительствами национальной обороны, национальной капитуляции, другими квазиструктурами.
Тем не менее, сейчас до реализации этой ситуации очень далеко. Мир отодвигается. До военного разгрома Украины тоже далеко. Киевская хунта крепко держит власть и добровольно передавать её не собирается ни России, ни ООН. Значительная часть западного мира помогает и дальше готова помогать Украине. А если власть на Украине вдруг и посыпется, то России лучше самой, без посредников, взять её под контроль.
С формальной точки зрения Зеленский нелегитимен. Парламент нелегитимен, потому что продление военного положения вносилось и подписывалось нелегитимным президентом, то есть юридически ничтожно. А если так, то причин откладывать выборы в Раду не было, и Рада тоже просрочена. То есть в стране нет легитимной власти. Но по факту эта власть есть, и она контролирует страну. Опять-таки ее признают в мире. Мы опять возвращаемся к тому, что установить внешнее управление в Украине невозможно, пока Украина не рассыпется или пока Киев сам не откажется от власти и не передаст её в руки ООН.
Возможно, предложение Владимира Путина ввести в Украине внешнее управление ООН связано с тем, что стала известна информация, что Зеленский и ко готовятся фальсифицировать выборы в свою пользу. Тогда выборы на Украине становятся бессмысленными. Возможно, существует информация, что Трамп может надавить на Зеленского, и он сам уйдет в отставку и передаст власть ООН. В ближайшее время это станет понятно.