Нефтяной танкер Arcusat, который не числится ни в каких морских базах, развернулся в Балтийском море и взял курс к арктическому побережью России, пишет Bloomberg. Судно вошло в воды между Данией и Германией, но в начале недели резко изменило курс.
По информации издания Gcaptain, федеральная полиция Германии идентифицировала судно 10 января при попытке войти в германскую часть Северного моря. Для проверки на танкер был направлен полицейский вертолет и патрульный корабль "Байройт". Немцы потребовали у экипажа идентификационные документы и на основании якобы выявленных нарушений запретили танкеру вход в территориальные воды Германии. В итоге капитан Arcusat был вынужден развернуть судно и возвращаться в российские воды.
На фоне последних инцидентов с танкерами российского теневого флота эта новость может показаться не самой значимой, но разворот танкера в Балтике может стать прецедентом, грозящим сильно осложнить экспорт российской нефти в этом году.
Arcusat развернула Германия, и это первый случай, когда европейская страна физически не пустила судно теневого флота в свои воды. Торговые суда по нормам международного морского права имеют право на мирный проход через территориальные воды. Германия создала прецедент, по которому судно может быть изгнано или задержано только на основании подозрений в теневом статусе.
Инцидент с Arcusat по времени практически совпал с силовым захватом танкера Marinera силами США и Британии в Атлантике. Это говорит о скоординированной кампании по полной блокаде теневого флота России с последующим параличом экспорта нефти из балтийских портов.
Захват Marinera формально был осуществлен в связи с ситуацией в Венесуэле, но США продемонстрировали, что российские танкеры теперь не защищены нигде. И можно не ограничиваться финансовыми санкциями, а перейти к физическому захвату или блокировке российского теневого флота.
Это уже привело к существенному росту стоимости страховок для танкеров, заходящих в российские порты. Издание Maritime Executive пишет, что премия достигла 1% от стоимости корпуса судна, что в разы больше тарифов для безопасных зон. Из-за военных рисков страховку часто считают не на год, а за каждый конкретный рейс.
Все эти расходы съедают, по разным оценкам, 10-15% с каждого барреля российской нефти. Новый потолок цен на российскую Urals, введенный на днях ЕС и Британией, составляет $44,1 и будет автоматически пересчитываться каждые 22 недели так, чтобы цена всегда была на 15% ниже рыночной.
Нефтегазовые доходы российского бюджета, по данным Минфина, в 2025 году были самыми низкими за последние пять лет. В этом году, судя по намечающимся тенденциям, будет поставлен новый антирекорд. Потому что возможности России по защите теневого флота, как показывает практика, ограничены.
Более того, пока как мы видим Россия вообще никак не реагирует на предпринимаемые действия.


























































