Позвольте, коллеги, кратко высказаться о событиях сегодняшнего дня, начиная с появления утром Указа Президента России...
Позвольте, коллеги, кратко высказаться о событиях сегодняшнего дня, начиная с появления утром Указа Президента России, полного названия которого: «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» (к слову, это тот случай, когда полное название имеет значение), и заканчивая подтвержденной Министерством обороны информацией о попытке ВСУ, а точнее военнослужащих НАТО, закамуфлированных под ВСУ, нанести удар ракетами ATACMS по территории Брянской области.
Безусловно, события сегодняшнего дня создают совершенно новую ситуацию в сфере ядерного сдерживания и военно-силовых отношений в Европе. Подчеркну: речь идет не о ситуации в отношении Украины, а о Европе в целом, поскольку в анонсированных элементах новой государственной политики в сфере ядерного сдерживания четко обозначен принцип равной ответственности партнеров за эскалационные действия одного из участников коалиции. В комментарии Д.С. Пескова этот аспект изложен четко: коалиция — это НАТО, а партнер коалиции — нелегитимный киевский режим, который без НАТО нежизнеспособен. Именно это, а не что-либо другое, является главным в комментарии пресс-секретаря Президента России, во всяком случае, на мой скромный взгляд.
Однако есть и несколько других аспектов этих событий, которые заслуживают внимания.
Важные вопросы
Президент России, принимая важнейшие решения (а вопрос об изменении ядерной стратегии — это решение, которое всегда принимает Верховный главнокомандующий), действует последовательно и в своем темпе. Все, что делал наш противник последние пару недель в зоне СВО, — это попытка заставить Россию действовать в удобном для него темпе ускоренной эскалации, идеальным результатом которой было бы утрата Россией ощущения контекстности процесса и его увязанности с другими международными событиями.
Изменение ядерной стратегии и переход к пониженному порогу применения ядерного оружия осуществляются в рамках принятой в России — и соответствующей критериям устоявшегося государства — юридически и политически легитимной процедуры. Это важное противопоставление ситуации хаоса, которая царит в принятии решений в США и актуальной Европе. Даже чрезвычайная и качественно иная ситуация в Брянской области не заставила Россию выйти за рамки процедуры.
Логика событий
Наивно не сопоставить появление Указа Президента с утечкой в The New York Times о разрешении наносить удары вглубь территории России. Также наивно думать, что это не реакция на ночной удар американскими дальнобойными ракетами по территории Брянской области. К моменту появления Указа В.В. Путина информация об ударе, безусловно, уже была доложена Президенту.
Важно понимать, что это только первый шаг в формировании новой стратегии сдерживания Запада и США. Основной объект воздействия — не утративший легитимность Зеленский и его команда. Здесь необходимо отметить два важных нюанса.
Два ключевых нюанса
Первый нюанс: к сожалению (и здесь определенная доля вины есть на России), Запад перестал верить простым заявлениям, даже если они исходят от российских официальных кругов. Чтобы в Вашингтоне, Париже и Брюсселе (в Берлине — пусть будет, «обком» временно закрыт) начали внимательно прислушиваться к словам Москвы, нужно действие. Жесткое и однозначно трактуемое действие.
Второй нюанс: до сих пор не ясно, кого именно сдерживать. Равно как неясно, кто конкретно отдал приказ о применении американского оружия по территории Брянской области. Намекают, что это был не Байден. Охотно верю. Однако это удобная позиция — сваливать все на Киев или на «третью силу», оставаясь как бы «чистенькими». Здесь рецепт один: показать, что проблема политической неразберихи в США нас мало интересует, а наказывать будут «по паспорту». Это ускорит процесс выявления и наказания так называемой «третьей силы».
Если этого не будет сделано, придется задействовать те пункты, которые и составляют главные изменения в новой ядерной стратегии России.