Возвращаясь к теме гражданской авиации. Одной из главных причин того, что в строительстве пассажирских самолетов у нас второй год подряд, видимо, будет ноль в графе «итого», а светлое тысячесамолетное будущее опять едет вправо, и с вертолетами тоже что-то странное происходит, можно считать фактический пропуск отечественной промышленностью 10 с лишним лет в работе по импортозамещению.
Речь идет об отрезке между 2005-8 и 2015-18 годом, когда охлаждение с Западом уже наметилось после первого майдана, мюнхенской речи и войны 888, но экономическая обстановка в целом была относительно благоприятной по сравнению с сегодняшним днём, а санкции носили скорее номинальный характер.
В этот период заниматься импортозамещением в принципе было бы куда комфортнее, чем в последующий, тем более, при наличии соответствующих поручений, будь они своевременно даны и надлежаще обеспечены. Однако если смотреть на последующее развитие событий, то мы увидим, что всерьез импортозамещением в сфере того же авиамоторостроения озаботились уже после 2015 года, и даже после 2017, когда санкционная политика со стороны США резко ужесточилась и стало понятно, что доступ к иностранным узлам и агрегатам станет гораздо сложнее. Особенно к таким заметным, как двигатели.
Осуждать за это промышленность сложно, она работала в тех условиях, в которых работала, и развивать планово-убыточные темы импортозамещения с совершенно неясными на тот момент перспективами сбыта за свой счет не могла. Это именно прокол на стадии государственного управления, где декларации о налаживании в России производства всего по списку не спешили подтверждать практическими мерами.
В условиях одновременно шедшего процесса холдингизации, по факту – преодоления доставшейся от СССР феодальной вольницы ОПК, ждать, что промышленность что-то стратегическое в этой сфере родит сама было сложно.
Ну а дальше… если вы пропустили 10 лет, вам все равно придется их потратить, и двигатели, авионика, и прочие системы не ускорятся сами по себе возгласом «вчера надо, блять». Только тратить придется уже в совсем других условиях и по финансам, и по доступу к производственному оборудованию, и по кадрам.