Как правильно инвестировать в науку и как ставить KPI ученым, разбирались на Конгрессе молодых ученых «Вложить нельзя отложить: наука как ключевой актив бизнеса». Науке нужны длинные деньги, но не все компании имеют такой майндсет, и нужно искать баланс между топ-менеджментом, акционерами-визионерами и учеными.
Т-Технологии, Станислав Близнюк: «Компания, которая не инвестирует в науку, обречена умереть. Горизонт планирования должен быть минимум 100 лет».
Газпромбанк, Дмитрий Зауэрс: «Никакие EBITDA, прибыли, капитализации не могут быть метриками в науке. Именно такой подход привел к тому, что мы за 30 лет увеличили отставание в технологическом развитии от ведущих стран. Надо запретить такие метрики».
АФК, Анна Коротчёткова: Средняя «жизнь» R&D-директора без результата — год–полтора. В российских компаниях большой фокус на проекты, которые приносят быстрый возврат денег. Порядка 70-80% —инвестиции в короткие проекты, порядка 20% в диверсификацию и 10% — на какие-то фундаментальные вещи.
О разрыве между наукометрией и финансовыми KPI говорили и другие участники сессии, генеральный директор ФИОП (группа «Роснано») Алексей Тихонов считает, что «нужен социальный договор: какую долю прибыли мы реинвестируем в науку», иначе она будет уходить на обслуживание кредитов и операционных расходов.
Радует, что об отказе финансовых метрик в оценке научных результатов первыми заговорили спикеры из финансовой отрасли: «прибыль и EBITDA — «точно неправильные KPI» для науки, а капитализация может быть косвенным индикатором долгосрочной ценности, если «10 лет делаешь что-то хорошее», считает Близнюк.
Но самым главным приоритетом остаётся горизонт планирования и здесь, по словам Близнюка, бизнесу есть чему поучиться у академического мира, который «мотивируется точно не EBITDA, а великими целями и готовы 102030 лет решать сложные задачи».
Компания с миссией «прожить 100–120 лет» просто обязана инвестировать в науку, образование, инновации.
Наука в таком майндсете — это не благотворительность и не имидж, а подготовка к технологическим революциям и залог того, что компания не умрёт после пары циклов смены топ-менеджмента, политической конъюнктуры или конкурентной среды.






































