NZZ: Немецкая экономика по-прежнему находится в кризисе: пять показателей, раскрывающих масштаб проблем.
Канцлер Германии Мерц обещал согражданам вывести экономику из кризиса, но этого не произошло, пишет автор статьи Янник Бельсер. Она годами топчется на месте, производство сокращается, экспорт снижается, госдолг растет. Для экономического роста требуются реформы, которые канцлеру, который больше занят "дипломатией" на Украине, проводить некогда.
Немецкая экономика топчется на месте:
После двух лет падения экономической активности валовой внутренний продукт (ВВП) Германии в 2025 году всё же вновь вырос. Но рост оказался умеренным: Международный валютный фонд (МВФ) ожидает увеличения на 0,2% с поправкой на инфляцию. Пока другие экономики, например США или Китай, после пандемии довольно быстро вернулись к траектории роста, немецкая экономика остается примерно на уровне 2019 года.
Промышленность сокращается:
Слабость особенно заметна там, где этого меньше всего ждали: в промышленности, которая десятилетиями считалась символом успеха немецкой экономической модели. Теперь промышленные компании жалуются на дороговизну производства в Германии, прежде всего из-за выросших цен на энергию. Федеральный союз немецкой промышленности (BDI) прогнозирует на 2025 год снижение выпуска в обрабатывающей промышленности на 2% по сравнению с предыдущим годом. Для индустрии это был бы уже четвертый год рецессии подряд. В итоге немецкая промышленность продолжает терять свой "вес", тогда как в других европейских странах промышленный сектор растет.
Ключевые партнёры стали покупать меньше немецких товаров:
По данным Института немецкой экономики, в первые три квартала года экспорт в США снизился почти на 8% по сравнению с тем же периодом годом ранее, а в Китай — более чем на 12%. Правда, рост поставок в европейские страны, например в Польшу, Швейцарию и Испанию, частично компенсировал этот эффект. Но в среднесрочной перспективе перед экспортно ориентированной Германией встает проблема: на важнейших рынках, где экономика растет быстрее всего, она продает все меньше товаров. Особенно драматично это видно на примере Китая. Годами экспорт в КНР увеличивался, портфели заказов немецких концернов были полны. Но то, что раньше китайцы могли купить только в Германии, они теперь все чаще производят сами. Китай — лишь шестой по величине покупатель немецкого экспорта.
В стране растёт безработица:
Многие немецкие компании, в том числе "Бош" и "Ауди", в 2025 году говорили о планах по сокращению рабочих мест. Тем не менее уровень безработицы в целом оставался стабильным. Дело в том, что фирмы растягивают увольнения во времени и хотя бы частично закрывают позиции по сокращению за счет выхода сотрудников на пенсию. Сейчас безработица составляет 6,1% — умеренный показатель по сравнению с началом 2000-х, когда она достигала примерно 11%, а правительство Герхарда Шредера проводило болезненные реформы социальной системы. Глава Федерального агентства по трудоустройству Андреа Налес (Andrea Nahles) недавно заявила, что рынок труда уже месяц находится в "застывшем состоянии". По ее словам, нет ни одной группы работников, которая была бы полностью защищена от потери работы. А тем, кто в Германии сейчас лишается места работы, будет непросто найти новое.
Бюджетные средства расходуются неэффективно:
Госдолг растет, но деньги доходят не туда, куда обещали. Еще до начала работы черно-красной коалиции она обеспечила себе финансовую подушку безопасности, создав специальный резервный фонд. В ближайшие годы в инфраструктуру планируется направить инвестиции на 500 миллиардов евро в обход "долгового тормоза". В федеральном бюджете на 2025 год государственный долг вырос на 140 миллиардов евро, он стал самым высоким за всю историю Федеративной Республики. Больше денег могло бы дать шанс на ускорение экономического роста. Но частные инвестиции в 2025 году снова сокращались, а государственные — лишь частично пошли туда, куда их обещали направить.














































