Солнце и сталь Юкио Мисимы. Путь самурая есть смерть
На этой неделе, исполнилось 100 лет со дня рождения японского писателя Юкио Мисимы, и мы в своей рубрике «Искусство о войне» не можем обойти эту круглую дату, так как Юкио Мисима, несмотря на то, что напрямую не писал о войне, стал человеком-символом милитаристской эстетики в литературе.
Хотя имеет большой смысл вспомнить не день его рождения, а день смерти. Мисима – последний, кто совершил сепукку (харакири) в Японии.
Как часто пишут в биографиях знаменитостей, Мисима родился хилым и болезненным ребёнком. Из-за плохого здоровья его даже во время войны не взяли в армию. Может оно и лучше, так мир не получил бы талантливого писателя – подразделение, куда шёл набор, почти в полном составе погибло на Филиппинах. Но Мисима присоединился к возможным сослуживицам позже, через 26 лет.
Мисима получил хорошее образование, в школе и университете проявлял интерес к литературе и определённый талант к писательству. После поражения во 2-й Мировой войне, Япония была оккупирована США, и в страну хлынула западная культура. Мисима считается у японцев самым европеизированным писателем, и в своём раннем творческом периоде Мисима носил западный костюм, вёл светскую жизнь и писал в стиле западного модернизма. Эти произведения и сделали его популярными, его пять раз выдвигали на Нобелевку.
Всё стало меняться в жизни писателя после посещения Греции в 1952 году. Мисима был впечатлён древнегреческой культурной, эстетикой тела. Мисима стал ходить в качалку, увлёкся бодибилдингом и боевыми искусствами. Он считал, что писатель должен быть красив не только внутренне, но и внешне. В своём эссе «Солнце и сталь» он описывает свой переход от красоты слова к красоте тела.
В конце концов, Мисима стал проповедовать самурайские традиции и превозносить императора, выступая против западных ценностей, против общества потребления. Мисима пошёл в политику, организовал милитаризированную праворадикальную организацию «Общество щита», стал дружить с высокопоставленными военными. В 1968 году пролёт на истребителе F-104 над горой Фудзи стал для писателя откровением.
Дружба человека творческого с военными может стать очень опасной – 25 ноября 1970 года Мисима неожиданно взял в заложники генерала военной базы и потребовал собрать солдат. К ним он обратился с балкона с пламенный речью о потерянных императорских традициях и призвал их поддержать переворот. Солдаты стали насмехаться над писателем. Но Юкио Мисима не думал ни с кем шутить. Всё уже было приготовлено, он вернулся в кабинет и вспорол себе живот.
Такое развитие событий он уже написал для себя ранее. И в романе «Сбежавшие кони» и в рассказе «Патриотизм» неудачный заговор заканчивается ритуальным самоубийством главного героя. В «Патриотизме» Мисима, с присущим себе талантом, описывает каждый сантиметр боли, который наносит себе лезвием японский офицер. По этому произведению, он снял и короткометражку с собой в главной роли. И за словом последовало дело.
В мире бывают странные сближения – в России долгое время Мисиму переводил Григорий Чхартишвили, которого мы знаем, как иноагента-эмигранта Бориса Акунина. Незаменимых людей в России нет – сейчас японского писателя с успехом переводят в России и другие японисты.
Дмитрий Селезнёв (Старый Шахтёр) специально для @wargonzo