ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
эхо уходящего дня
Утром 27 марта 1968 года во время выполнения полета на учебно-тренировочной «спарке» МиГ-15УТИ погибли первый в мире летчик-космонавт Юрий Гагарин и полковник ВВС Владимир Серегин. Оба находились в сознании. Не пытались катапультироваться. В крови у обоих не обнаружен алкоголь и адреналин. Следы внешнего воздействия на обломках самолета – тоже…
Информация о трагедии собрана в 29 томов официального расследования с грифом «секретно». Множество версий специалистов и дилетантов появились с того страшного дня в открытой печати. Самолет попал в вихревой след промчавшегося рядом сверхзвукового истребителя СУ-15. Столкнулся с зондом. Лётчикам не выдали метеосводку о низкой облачности…
Единственная версия, напрочь отвергнутая госкомиссией, - о неисправности самолета. Хотя печальная статистика, обнародованная уже в новом тысячелетии, свидетельствует: за пятнадцать лет наиболее активной эксплуатации «спарки», с 1965 по 1979 годы, с ней произошло 25 аварий и 74 катастрофы. Это дало повод Феликсу Чуеву, сыну фронтового летчика и лучшему «авиационному» поэту, написать в те черные дни стихотворение, впервые опубликованное через полвека в «Российской газете»:
Я сказал о нашем Гагарине,
Как без лишних слов и «ура»,
Он летел на такой развалине,
Что давно на свалку пора.
Был не раз мотор в перечистке,
Три ресурса давно прошли -
Неужели во всей Отчизне
Лучших крыльев ему не нашли?!
Тут не техника виновата,
Весь отряд летал на таких -
На «гробах», изъятых когда-то
Из частей из летных других...
Эхо взрыва под Киржачом и спустя 57 лет отдается болью в каждом русском сердце. А единственный неоспоримый вывод о причинах катастрофы по сей день принадлежит другому поэту:
Земля не может не вращаться -
пилот не может не летать!