ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
бой уходящего дня
7 января 1988 года начался бой у афганской высоты 3234 - важнейший эпизод общевойсковой операции «Магистраль» по прорыву блокады округа Хост. Командир 345-го отдельного парашютно-десантного полка Валерий Востротин сосредоточил на тактически значимой высоте все три взвода 9-й роты. Они покрыли себя неувядаемой славой…
Тридцать девять советских солдат и офицеров отразили натиск 400 боевиков, потеряв убитыми шестерых. Ранения получили 28 десантников, девять из них - тяжелые. Но 12 атак врага были отбиты.
Сама по себе эпическая история обросла ненужными мифами после выхода фильма Федора Бондарчука «9 рота», где в угоду сценаристам душманы уничтожили всю роту кроме одного бойца, а командование забыло героев-десантников в горах. Словно и не было разведвзвода лейтенанта Алексея Смирнова, который пробился к окруженным. Словно и не отступили душманы…
К счастью, «Комсомолка» сразу после выхода картины опросила участников боя. Живых – всем смертям и сценариям назло.
Герой Советского Союза Валерий Востротин, недавно ушедший из жизни, развеял байки о штрафниках 9-й роты:
- Никаких штрафников! Накануне ввода войск мне поручили укомплектовать роту, разрешили выбирать любых бойцов из наших подразделений. Добровольцев было много. И это были лучшие. Рота принимала участие в самых сложных, порой почти невыполнимых операциях. Начиная со штурма дворца Амина…
Таким был и бой на высоте 3234.
«Это были не только душманы, но и хорошо обученные пакистанские наемники, — вспоминал сержант Владимир Щиголев. — Утром вся гора была усеяна их трупами. Еще бы одна-две атаки, и конец, нас бы не было. Боеприпасы на исходе, все гранаты перекидали и даже камни бросали. Помню, как под утро, мы, оставшиеся в живых пацаны, завидовали мертвым. Им уже не было страшно, их уже не убьют и в плен не возьмут…»
Правда войны (даже ее документальная реконструкция) всегда честнее самых закрученных киносюжетов.
А десант своих не бросает!









































