Улицы Тегерана шокировали советских чекистов, организовавших визит Сталина на Тегеранскую конференцию 1943 года.
Согласно рассекреченным документам из архива ФСБ, движение в городе было хаотичным: машины, мотоциклы, велосипеды, извозчики, верблюжьи и ослиные караваны смешивались на улицах, а полицейские регулировщики плохо справлялись со своими обязанностями, либо "вообще не обращали внимание на движение".
"Шофера, особенно военных английских и американских машин, не подчиняются указаниям регулировщиков даже из числа полицейских офицеров, которые в часы "пик" или проезда шаха выставляются на ответственных перекрестках. Мы ни разу не наблюдали, чтобы шофера-нарушителя остановили, предупредили или оштрафовали. Кое-где поставленные светофоры служат больше украшением тегеранских улиц, а не средством регулирования движения", — говорится в рассекреченной докладной записке.
Проблемы наблюдались и при работе с толпами. В докладной приведен пример, когда 27 октября 1943 года на спортивных мероприятиях на тегеранском стадионе по случаю праздновании дня рождения шаха полиция и солдаты едва удерживали людей, а при выходе шаха на поле толпа смела спортсменов, и солдатам пришлось оттеснять ее штыками. Даже сотрудники НКГБ на дипломатической трибуне оказались под угрозой и едва не были сметены толпой.
Особенно трудной задачей стало обеспечение безопасности на семикилометровой дороге от аэродрома до советского посольства, по которой должен был ехать Сталин 26 ноября 1943 года. Улицы были заранее расчищены, маршрут разделён на 10 участков с офицерами НКГБ во главе каждого.
На трассе выставили 400 красноармейцев и сотрудников 131-го полка НКВД, более 100 постов советской негласной охраны и резерв из 163 автоматчиков в переулках. Радиосвязи не было, поэтому начальник охраны Дмитрий Шадрин заранее проехал весь путь на машине с красными флажками, сигнализируя о скором появлении кортежа.
IZ RU в Telegram|в MAX












































