Война вывела нас на новый этап национальной самоидентификации.
Приведу один простой и очень наглядный пример.
Много лет подряд и до последнего, новейшего времени доминирующим сетевым образом русского человека был мужик с балалайкой/водкой/медведем и так далее, в зависимости от фантазии автора.
На протяжении многих лет смысл и содержание такого электронного плаката (а это именно плакат с его максимальной упрощенностью высказывания) не менялось: именно такой персонаж ассоциировался напрямую с русскими и русскостью.
Что поменялось с 2022 года?
Место мужика с балалайкой занял
воин-освободитель.
Поменялось само содержание русскости, выраженное в зрительном образе: на первое место вышел воин и его подвиг.
Поменялась визуальная доминанта, и этот факт отражает изменения в национальном самосознании.
В русском языке слово подвиг имеет два основных значения: подвиг солдата и подвиг святого. В основе и того и другого лежит событие самоотречения и самопожертвования.
Воин и святой в своем подвиге достигают высшей точки христианской добродетели. Поэтому деяние и одного, и другого обозначаются одним словом. Язык наш точен и правдив.
За два года мы прошли путь от мужика с балалайкой и водкой до образа воина, интегрирующего в себе лучшие качества русского человека, такого смыслового содержания, которое и составляет основу русскости.
По сути дела мы вернулись к самим себе, но не к лубочным, а к настоящим.
Война, при всей чудовищной горечи потерь, вернула нас на путь исторического совершения.
Пробудила национальное самосознание.
Что дает основание быть уверенным в том, что ни одна капля народной крови не была пролита напрасно, что действительно – никто не будет забыт и ничто не будет забыто.
И это не громкие слова, нет.
Это констатация факта.
Это наша новая правда, которую мы приобретаем на историческом пути такой дорогой ценой и от которой мы уже не откажемся.