В последние дни мы достаточно часто упоминаем американский истребитель F-35, уже ставший самым дорогим оружием за всю историю Соединённых Штатов. Этот несомненно уникальный образец технической мысли является также и образцовым примером всего самого плохого, в чём обычно обвиняют неповоротливую государственную машину. Тут и бюрократия, и коррупция, и подставные отчёты, и, конечно же, результат, который кардинально отличается от заявленных в техзадании требований.
Универсальный истребитель, а заодно фронтовой бомбардировщик, невидимка и вообще чуть ли не будущее всей авиатехники, совершивший на днях первый боевой вылет за 18 лет с момента первого пробного полёта, как оказалось, «не может стрелять прямо». И это только один из моментов, на которые обращают внимание в рассекреченном отчёте Пентагона, на который рекомендуется обратить внимание команде избранного президента США Дональда Трампа. Давайте и мы с вами немного заглянем в удивительный мир американской военной приёмки.
…мы летаем на F-35 уже 18 лет и до сих пор не можем обслуживать его, сохранять его малозаметность или стрелять из его пушек прямо.
Так говорится в отчёте на 382 страницы, который был передан нынешнему главе Пентагона Ллойду Остину, хотя сам отчёт был более формальностью, впрочем, как и данное весной разрешение на производство этих самолётов. По факту, F-35 различных модификаций было сделано уже более тысячи штук, и они стоят на вооружении не только авиации, флота и морской пехоты США, но и Японии, Южной Кореи, Израиля и ряда стран НАТО. В этом же отчёте, кстати, оценивается и общая стоимость программы F-35 в более чем один триллион и восемьсот миллиардов долларов США ($ 1 800 000 000 000). Для сравнения, вся лунная программа США пятьдесят лет назад стоила, с учётом инфляции, чуть более двухсот миллиардов долларов.
Ещё интереснее вся история становится, если знать комментарии разработчика и производителя самолёта, то есть корпорации Lockheed Martin. Они, реагируя в ответ на запрос из Счётной палаты в 2023-м году, заявляют, что знают о всех «косяках», выявленных при испытаниях, и постоянно работают над повышением надёжности и эксплуатационных характеристик F-35. И вообще:
Почти 90% компонентов F-35 работают лучше, чем требуется.
Что же не так с остальными десятью процентами? А вот:
Система автоматической диагностики самолёта выдаёт ложные срабатывания один раз в час, при допустимом значении в пятьдесят раз реже:
Время на ремонт превышает установленные сроки в два раза, а надёжности критически важных компонентов оказалась предельно низкой;
Самолёты совершали испытательные полёты с ненужным в тот момент дорогостоящим специальным покрытием, обеспечивающим малую заметность для радаров. При этом, восстановление покрытия корпуса является отдельной дорогостоящей процедурой, которая, конечно же, не выполнялась позднее. Таким образом, для дальнейших испытаний в ВВС и ВМФ образцы передавались в ненадлежащем состоянии, вплоть до того, что ни одно из испытаний не было проведено в полном объёме;
Те самые указанные проблемы с 25-мм автоматической пушкой, которая из-за особенностей установки не могла и не может поражать цели, и попытки решить проблему, в итоге, годы спустя ни к чему не привели;
Ни разу не проводилось комплексное испытание программного обеспечения самолётов на устойчивость к киберугрозам;
За всё время испытаний, F-35, предназначенный для борьбы с новейшими самолётами, только один раз вступил в тренировочный бой с другим самолётом пятого поколения;
Обо всём вышесказанном Дональду Трампу докладывалось ещё в первый его президентский срок, причём он даже успел раскритиковать программу, а его министр обороны легендарный Джеймс «Бешеный Пёс» Мэттис даже обещал сделать собственное расследование, которое так и не было опубликовано. Правда, как мы видим, после первого срока Трампа пришли демократы во главе с Джо Байденом, и ничего не изменилось. Ибо, как говорится,
Spice must flow.