Я впечатлен тем, какой эффект произвела статья Александра Дюкова о Ленине в Галиции.
Казалось, что в базовом вопросе о сотрудничестве Ленина с иностранными спецслужбами всё ясно. Ну, то есть история с пломбированным вагоном должна была закрыть тему: буквально есть имена офицеров немецкого Генштаба (разведка входила в его структуру), которые сопровождали Ленина и компанию в поездке через Германию.
Но оказалось, что куча народу находится в настолько глухом отрицалове, что историческое исследование, которое дополняет картину сотрудничества с разведками Центральных держав, вызывает самую бурную реакцию.
Хотя непонятно, в чем проблема – для настоящего коммуниста классовая борьба прежде всего, а верность родине – буржуазно-националистический предрассудок.
Думаю, всё дело в том, что в статье виден человеческий масштаб Ильича.
Советская пропаганда делала из Ленина одну из главных личностей в истории человечества.
Антисоветская, на самом деле, о масштабах личности вождя пролетариата ровно такого же мнения, только знак ставила отрицательный.
Но исследование Александра Решидеовича опровергает оба утверждения.
Что мы видим в документах? Оперативную работу австрийской разведки. Любой оперативник первым делом классифицирует объект – в том числе по личностным характеристикам. Обычно минут 30 обычного разговора хватает, а у австрийцев было 2 года, чтобы разобраться в Ленине, понять, что за человек перед ними – его масштаб, насколько он полезен Австрии, насколько представляет опасность для нее, какой уровень отношений установить, какого обхождения требует.
Они и разобрались. Условно, Пилсудский, которого определили в качестве ключевого союзника Австро-Венгрии для организации подрывной работы в России, был на самом верху этой классификации, ему полагались все блага административного ресурса Дунайской империи, а на дне – Трауберг (лидер латышских националистов), которого даже на порог не пустили.
Ленин оказался где-то посередине, классифицированный как второстепенный персонаж, ничего уникального – в целом полезен, неопасен, серьезных ресурсов ему не полагается, особого обхождения не требует
Это понятно из общего подхода – для подрывной работы в России он был определен приставным стульчиком к организации Пилсудского, никакого документа, исключающего арест, не выдали – перебьется. Несмотря на то, что все необходимые службы были уведомлены о необходимости освобождения в день ареста, в разведке отмахнулись – ничего, посидит недельку-другую, не до него сейчас.
Из тюрячки Ильича вытаскивают через 12 дней и пускают по бюрократическому кругу: из полиции Нового Тарга в Краковское отделение разведки, оттуда в Вену, потом в Швейцарию.
Денег дают 200 крон: сумма унизительная, это не деньги на борьбу и не компенсация за незаконный арест, это подачка – проваливай из страны. Ещё одно унижение – расписка о том, что деньги даны в долг. Никто возврата не ждал, конечно, это страховка - в случае чего арестуют как мошенника, не отдающего долги. Из Австрии выставляют военно-почтовым поездом, как посылку, – тоже момент унижения. Ленин вообще-то лидер партии с фракцией в Госдуме, должен иметь собственное достоинство и выезжать транспортом хотя бы с символической нейтральностью – общегражданским поездом, например.
Но по бюрократическому кругу Ленин идет, денежку берет, в поезд садится. Австрийские опера его верно классифицировали - второстепенный персонаж, никаких качеств выдающейся личности – небольшой нажим, и Ленин потерял всяческое чувство достоинства и независимости.
В этом, для меня, и есть главное открытие статьи А.Р. Дюкова.



































