Читаю, что США и Украина обсуждали вариант выйти на параметры мирного соглашения уже в марте 2026 года — провести общенациональный референдум вместе с национальными выборами. Источники Reuters уточняют, что дедлайн выглядит слишком оптимистичным изза отсутствия согласия по территориальному вопросу.
Тем временем Зеленский заявил, что в ходе переговоров Украина подтвердила еще раз, что не уйдет из Донбасса, но на Донбассе может быть создана «свободная экономическая зона». По его словам, такую идею предложили американцы. Это предполагает демилитаризованную зону, где войска отведены на 5-40 км, а порядок гарантирует некий международный контингент. В этой зоне будет восстановлена инфраструктура, привлечены инвестиции и созданы рабочие места через налоговые льготы. Зеленский подчеркнул, что решение о такой зоне может быть вынесено на всеукраинский референдум. Также отмечено, что США хотят завершения войны до лета.
Трамп спешит закрыть сделку по Украине. На фоне непростой внутриполитической ситуации, он хочет использовать и окончание войны, и новые выгодные экономические контракты с Россией, возможные после подписания мира, как аргументы на ноябрьских выборах в Конгресс.
Но у такого сценария есть риски.
Во-первых, подготовка и проведение референдума потребуют времени. Время — это то, что сейчас больше всего нужно Зеленскому. Его цель противоположна цели Трампа: Зеленский хочет дотянуть до выборов в Конгресс, где скорее всего победят демократы, которые начнут протягивать выделение помощи Украине. И Трампу придется находить с конгрессом компромисс. Полагаться на Трампа нельзя. Он даже сейчас не может обеспечить уже оговоренные в Анкоридже условия. А если он потеряет большинство в конгрессе, то ситуация еще больше осложнится.
Во-вторых, проведение референдума почти гарантированно означает и проведение президентских выборов. То есть Зеленский с помощью электронного голосования получит продление своих полномочий.
В-третьих, о самом референдуме. Я не раз писал, что территориальная целостность Украины закреплена в Конституции, а изменения, направленные на её нарушение, запрещены (ст. 157). Да, в Конституции есть норма, что вопросы об изменении территории решаются исключительно всеукраинским референдумом (ст. 73), но в правовой интерпретации — не является ли референдум легализацией отказа от территории — может разобраться только Конституционный суд, а он сейчас не работоспособен.
По этой причине предлагают этот обходной вариант: не официальный отказ Украины от территорий, а референдум за создание демилитаризованной свободной экономической зоны на части Донбасса. То есть согласно украинским законам, эта часть украинских территорий останется привязана к украинской юрисдикции, то есть будет признана «оккупированными», а Россия — «оккупантом». На это же намекают рассуждения о «беспошлинной зоне» и выгоде от этого для украинской экономики, а не для российской.
Более того, даже в случае, если Зеленский отведет войска с оставшейся части Донбасса и выполнит все, что записано в 28 пунктах соглашения, что нереально, то в соседях у России останется Украина во главе с переизбранным Зеленским, накачанным деньгами (по словам Орбана, ему обещают $1,5 трлн за то, что он согласится). Из них $700 млрд — «военные расходы на 10 лет», включая оружие. При этом на Украине, по последним словам Зеленского, останется армия численностью 800 тысяч.
Очевидно, что при таком сценарии сама Украина останется страной с реваншистскими по отношению к России настроениями. Они будут и дальше взращивать в обществе настрой вернуть то, что по закону принадлежит им. И государство, накачанное оружием, деньгами и ненавистью к России легко превратит такой мир в новую войну.



































